Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - Преображенский крестный ход
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Преображенский крестный ход20 Август 2016

Крестный ход, преображающий сердца

Рано утром, в пятницу, 19 августа, в 4 утра от Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря отправился крестный ход  до скита и храма, построенного в честь Преображения Господне, что находится в селе Подкопаево – бывшем владении бояр Лопухиных.

Предстояло пройти 22 километра по грунтовым дорогам Мещевской глубинки – путь не легкий и не близкий. Но, судя по тому, что народу собралось достаточно много, людей не испугали трудности далекого похода. За Крестом выстроились не только монастырская братия с местными жителями, но и паломники из Брянска. Отслужили молебен о благоприятном шествии. Помолясь и воскликнув: «с Богом»!, тронулись в путь. Было темно, но чувствовалось, что вот-вот и краски начнут светлеть, а там и до рассвета рукой подать. А когда взойдет солнце, известное дело, идти станет намного легче, а на душе веселее.

И вот, прозвучало: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» - и мы тронулись в далекий путь. Для кого-то в первый раз, а для многих – в седьмой. И таких людей было сразу видно по радостным лицам, ибо знали, какую награду получает шествующий…Но об этом позже.

А пока до вожделенной цели  - Подкопаево - предстояло пройти четыре деревни по насыпной дороге. Возникла мысль: идти ведь так далеко, а почему, интересно, в наш век скоростей не добраться на машине или автобусе? Каких- нибудь двадцать, ну, от силы тридцать минут и - приехали.  И вставать тогда надо было бы попозже и много, много чего еще…Мысли навалились комом, стали сдавливать голову, отнимать дух ревностный. Вот и ноги начали заплетаться, усталость вдруг навалилась.

А ведь только начало пути, прошли-то всего ничего – пару километров. Нет, стоп – прочь сомнения. Не зря же Крестный ход, это в первую очередь духовный подвиг ради Бога, борьба с самим с собой, со своим «я», которое негу любит и всяческие удобства. А значит, и мысли эти не простые, да и взялись непонятно откуда, пришли с наглым напором. Ведь настрой был решительный, идти до конца! Подошел к батюшке, шедшему в первых рядах, пожилому, кстати, но бодрому и радостному. Пришлось прервать его молитву и спросить, что же происходит со мной?

-Так это духовная борьба, - ответил он. С одной стороны ты и ангел твой, а с другой лукавый. Вот он то тебя и смущает, силы, значит, отнимает. Но ничего, не бойся и одно знай – с нами сам Господь сейчас незримо идет, а еже ли так, то кто на нас?

-Да никто, отвечаю, -  и тут же подхватываю, но уже осмысленно, с радостью и даже с задором в голосе: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас»!

Историческая справка:  Первые крестные ходы, которые совершали христиане, были скрытые и проходили под покровом ночи. Верующие втайне от язычников переносили тела мучеников с места казни до их последнего пристанища. Первое упоминание о таких шествиях, которые назывались «литания» или «лития»,  восходит к 290 году. Греческое слово «литания» означает по-русски коленопреклонение, усердное всенародное моление.

Называть Крестными ходами такие процессии стали намного позже. А шествие в том виде и смысле, которые мы сейчас знаем, основал и провел великий учитель Церкви Иоанн Златоуст. На Русь традиция проведения Крестных ходов пришла из Византии. Первое шествие было и самым важным для становления православной веры на Руси– это Крестный ход на Днепр для крещения киевлян. С той поры ходить многолюдно под знаменем Креста стало уже традицией. По большим церковным праздникам и в другие важные, судьбоносные для страны дни, они проходили с особой торжественностью и благолепием, при непременном участии патриархов и царей. Традиция, прерванная на время коммунистическим лихолетьем, возобновилась.

Начало светать. Солнце еще не показалось на горизонте, но тьма уже неумолимо рассеивалась. Отступая все дальше и дальше в сторону запада она освобождала из под своей власти поля и леса, лежащие по обе стороны дороги, которая уходила то вверх, то вниз исчезая за горизонтом.

На пути лежали четыре села: Алешино, Ломтево, Гаврики и Житное.  Наконец, темень рассеялась, ночной занавес спал и открылся удивительный вид во всей своей необъятной полноте. Он завораживал, манил к себе своей тайной. Пуховое туманное одеяло накрыло поля и леса. Видны были лишь верхушки разбросанных тут и там деревьев, они отбрасывали причудливые тени, которые качались будто на волнах – принимая то вид огромного дома, то гигантского невиданного зверя.

Стояла тишина – природа только просыпалась и готовилась разбудить день криками птиц. Но вот деревья вдоль дороги образовали коридор, закрыв собой и сузив бескрайний простор. Из тумана «выплыл» указатель: «Деревня Алешино». Каково было удивление, когда после деревянных домиков, показались двухэтажные длинные кирпичные строения, своим расположением и архитектурой напоминавшие заброшенный пансионат.

 И ведь действительно – заброшенный. Старые, облезлые, давно не ремонтированные дома, да одиноко стоящий Ильич, указующий путь куда-то в туманную неопределенность. Как потом рассказали, кирпичные здания были построены решением руководства местного колхоза.  Дела в советское время у него шли хорошо, денег было вдоволь.

Вот и решили ударники труда построить образцовый социализм в этой глубинке. Но пришла пора перестройки, СССР рухнул, а по-новому работать не получилось. Народ стал разбегаться кто куда, а затем, как следствие, настало время угасания, принесшее с собой разруху и запустение. Вспомнились слова игумена Свято-Георгиевского монастыря отца Георгия, что храм - это сердце деревни. Нет его - происходит медленное духовное умирание людей, а за ним и самой деревни. Понятно, тогда не то что не строили храмы, но с необъяснимым усердием повсеместно разрушали и оскверняли их.

Унылые постройки скрылись так же внезапно, как и показались, вновь открыв чудесный вид. Долгожданное Солнце медленно поднималось из за горизонта, первые лучи подсветили облака, небо заиграло предрассветными красками: от ярко красного к нежно голубому.  Крестный ход продолжал свой путь, люди ободрились, зашагали веселее, молитва зазвучала дружнее, в один голос. Прошло более двух часов с начала пути, осталось пройти еще столько же.

 Естественная усталость, развитая привычкой и привязанностью к автотранспорту стала брать свое. Вновь стали появляться мысли, что остальную половину пути с первого раза проходить вовсе не обязательно, уже, мол, принесена жертва и отдана дань Богу. А Он милостив, простит меня слабого, проеду лучше оставшуюся часть на машине. Благо, что и автобус ехал чуть поодаль. В него садились передохнуть уставшие путники. Но тут впереди увидел что-то белое, повязанное на ноге у одной пожилой женщины. Ускоряя шаг, догнал ее и с удивлением заметил, что  нога ее перемотана бинтом, который накладывают при расширении вен.  А она не сбавляя темп, бодро идет. Стало стыдно за себя и ясно, что сила не в мышцах, а в духе и в вере.

«Раз она, такая больная идет, то и я, здоровый, дойду», пронеслось в уме. «Доберусь во что бы то не стало». И вновь стало спокойно на душе, вернулась решимость.

А тем временем  солнце поднималось все выше и выше, подсвечивая с низу облака. Взор застыл, завороженный небесной красотой. И тут произошло нечто удивительное, для меня сокровенное. Облака приняли облик горы, из которой ввысь поднялся столп света. Сравнение пришло само собой с тем светом, воссиявшим более двух тысяч лет тому назад на горе Фавор. На которой Господь беседовал с пророками Моисеем и Илией, а его избранные ученики Петр, Иаков и Иоанн не могли смотреть на Христа из за яркого света, исходящего от него.

«Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас»! -  раздавалось тем временем вокруг, не умолкая. Время вдруг остановилось, а вместе с ним и желание куда-то торопиться, порожденное страхом не успеть, опоздать. Появилось ощущение свободы от воспоминаний прошлого и тревог за будущее. Было только «здесь и сейчас»: люди, идущие для Бога, а значит, к Богу. Каждый, сохраняя свою личность, слился в одно духовное тело, славящее Спасителя.

Крестный ход продолжал свое шествие. Осталось пройти совсем немного до деревни Подкопаево, где в храме Преображения Господня нас ждала божественная трапеза любви – литургия.

После грехопадения наших прародителей Адама и Евы в человеке, по учению Церкви, смешалось добро со злом, поэтому мысли и чувства стали переменчивыми, тело немощным. Опять накатила усталость , последние километры выжимались, как говориться, на морально волевых. И вот, когда показалось, что сил не осталось, а вместе с ними и терпения, раздался колокольный звон.  Стоит ли говорить, какая возникла в сердце радость, а вместе с ней и чувство победы. Все-таки смог пройти эти 22 километра, преодолел себя.

Тем временем, настоятель храма в честь Преображения Господне отец Варсонофий, возглавлявший Крестный ход,  вместе с батюшкой Михаилом уже подошли к входу в храм. Им вынесли икону Преображения, которую они подняли на руках, а все паломники  стали проходить под ней в Дом Божий.

Началась торжественная служба. Ее возглавил архимандрит Георгий игумен Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря. Литургия проходила как-то особенно – с тихой радостью, благоговейно. После принятия Святых Христовых Таин отец Георгий начал проповедь. Стоит отметить, что батюшка, обращаясь к пастве всегда произносит не заученные фразы, а говорит живо, доходчиво. Однако за этой видимой простотой ему не удается скрыть свои глубокие познания в поучениях святых отцов, а главное  - личный духовный опыт.

- Возлюбленные чада Христовы! Вы, кто проделал этот нелегкий путь во славу Божию, знайте, что стали причастниками фаворского света, получили частичку его в свое сердце. По учению святого Григория Паламы, этот свет есть Божественная энергия, а божественная энергия и есть сам Бог. Не растеряйте его, сохраните в сердце. Начните исправлять свои души, очищая их от всякой скверны. Перестаньте творить греховные дела, идите к свету! Станьте духовным сердцем, ведь духовное сердце – это весь человек! Как говорил Господь: «Сыне, дашь мне свое сердце»! А какое сердце угодно Богу? Только чистое. Поэтому прогоняйте злые помыслы из своего ума, не пускайте их в сердце. Ведь они суть демоны, не дающие нам приблизиться к Господу и Спасу нашему…

Закончилась Божественная литургия, но Праздник продолжался. Всех пришедших ждали накрытые столы и обильная трапеза. На нее собралось больше ста человек – угощений хватило на всех. Так вкусно, признаюсь, мне не было еще наверно никогда.  На большой деревянной веранде под навесом за большими столами собрались в тот день вместе и богатые и бедные, простые и образованные люди. И тут пошел дождик.

А ведь мы так его боялись, что ливанет во время Крестного хода, промочит всех насквозь. Ан нет – именно сейчас пошел, когда все собрались под навесом. Один монах, сидящий за столом, вдруг сказал, что дождь пошел впервые за те семь лет, что устраиваются Крестные ходы в Подкопаево.  Это ли не явное благословение Божие тем людям, кто потрудился для него, почтил Его Преображение. Впрочем, пусть каждый сам решает, это дело веры.

Антон Бакетов.

назад к списку новостей