Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - В гостях у Кукши на вятичской земле
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В гостях у Кукши на вятичской земле10 Сентябрь 2016

В гостях у Кукши на вятичской земле

 Девятого сентября Русская Православная церковь празднует день памяти преподобного священномученика Кукши (Иоана в крещении), просветителя вятичей. Эта дата, так же как личность и подвиг Кукши, к сожалению, мало известны нынешнему поколению россиян. Вятичи, кривичи, поляне, древляне и другие славянские племена, образовавшие спустя века единый русский народ, остались в общественной памяти где-то там - в дремучей древности. А между тем племя вятичей, населявших московские, тульские, брянские, калужские и частично орловские и рязанские земли, считалось весьма сильным, могущественным и независимым. Этому способствовал воинственный дух вятичей, их любовь к военному и оружейному делу. Мальчиков с детства обучали искусству владения мечом, копьем, луком, езде на коне. Помимо ратной силы, эта среднерусская земля была богата дичью, реками и озерами, что позволяло вятичам жить независимо и не вступать в союзы с другими князьями. Не удивительно, что это племя было воинственное и не покорное.

В домонгольские времена торговля на Руси шла в обход этих земель. В летописи Нестора, есть упоминание о том, что князь Владимир Мономах считал своим личным подвигом военный поход и усмирение грозных вятичей, которые были вынуждены с того времени платить ему дань. Стоит ли говорить, что крещение в православную веру вятичи приняли позже всех славянских племен, спустя почти сто лет. А крестивший их Кукша заплатил жизнью за просвещение евангельским светом своих земляков. 

Именно после этого важнейшего события начался многовековой процесс объединение всех племен, проживавших на европейской части нашей страны, в единый народ. Так что место последнего подвига и страданий Кукши с уверенностью можно назвать сакральной родиной рождения русской единой нации. Где же теперь она находится? Сегодня при внимательном и долгом изучении карты с трудом, но все же можно ее найти. Место последнего пристанища Кукши сохранилось до ныне. Это деревня Серенск, что находится в Мещовском районе Калужской области. 

Туда и отправился автор этих строк. Серенск встретил меня иссиня-голубым небом, до самого горизонта раскинувшимся полем подсолнухов, одиноко стоящей автобусной остановкой, не известно как туда попавшей и дорогой, терявшейся в холмах. Предстояло прожить три дня в скиту Свято-Георгиевского монастыря, основанном в честь священномученика Кукши -  оглядеть окрестности, впитать часть древней русской истории вместе со свежими ветрами, ароматами полевых трав и миллионами солнышек-подсолнухов, следящих уже за тобой.

В настоящее время в Серенске расположено порядка семи деревянных домов с приусадебными участками, населенными пенсионерами. Одна из них – Татьяна Ивановна Позднякова вместе со своим сыном Дмитирием участвует в строительстве скита. Она, по рассказам своей, уже ушедшей в иной мир родне, поведала много интересного об этих краях. Особенно мне запомнилась история о взорванной церкви Николая Чудотворца, что находится через речку Серена на противоположном холме в селе Никольское. Колокольню разобрали местные жители на кирпичи, в храме устроили мастерскую. Как-то раз пятеро мужчин из этой деревни ради забавы, решили взорвать здание храма, который к тому времени уже пустовал. Однажды вечером, когда село солнце и начало смеркаться, эти пятеро «удальцов», разогретые самогонкой, заложили взрывчатку под стену храма. Подожгли фитиль, прогремел мощный взрыв. И Николай Чудотворец сразу наказал трех человек за их кощунственный поступок. Их убило кирпичами прямо на месте преступления. Остальные двое, изрядно поранившись, сумели вернуться домой. Скоро об их поступке узнала вся деревня, с ними перестали общаться, а затем каждого, спустя недолгое время настигла смерть.

Вид разрушенных храмов весьма грустное и даже стыдное зрелище. Глядя на развалины некогда красивых, со своей богатой историей зданий, невольно начинаешь разделять со своими предками общую вину за такие преступления. Они разрушили – а мы, свободные от идеологических уз,  до сих пор не восстановили. Получается, одобряем их дела, или нам попросту все равно, есть ли храм или нет? Видимо, так считаем: надо будет – придут и построят, не наше дело. Со времени падения атеистического режима до сих пор никто не пришел и не построил. Кстати, а сами не пробовали? Между прочим, в селе Никольское, где стоят развалины, местных жителей почти не осталось. Зато богатые москвичи понастроили себе дачи, даже открыли для туристов базу отдыха с баней и со смотровой площадкой на скит и часовню. Понятное дело, смотреть на разрушенный храм, что стоит слева на пригорке, как-то неловко.

Но да ладно, все-таки приехать в Серенск меня побудило другое событие, радостное и светлое – день памяти священномученика Кукши. Чтобы представить, по каким местам ходил святой, увидеть, что осталось от древнего города вятичей, пришлось перейти на другую сторону Серены. Открылся чудесный вид. Я не буду писать про небо – оно в этих местах необъятное и по-своему необычное: облака, как стадо белых овечек стелются низко к земле, принимая причудливые формы. Небольшие пролески не могут удержать ветер, который быстро гонит облака и тени скользят по полям, лесам и холмам. Все в движении. Оно заставляет быстрее биться сердце, захватывает дух и рождает радость в душе. Огромные холмы, на которых стоит Серенск, не что иное, как земляные валы столицы вятичей, а огромный холм, к которому ведет дорога через мост, скорее всего и есть бывший княжеский терем. Конечно, в этих местах совершались археологические раскопки, но, уверен, эта земля хранит в себе еще много тайн.

Глядя на отвесные склоны, нетрудно представить, как тяжело было воинам взбираться вверх по крутым земляным валам, преодолевать частокол из бревен под непрерывный обстрел из луков, камней и кувшинов с огнем.

Солнце медленно садится за горизонт. Былинные сражения, штурмы и звуки битв в моем разыгравшимся воображении вскоре поглощаются тишиной заповедной глубинки и начинают приходить мысли о Кукше. Как этот монах, без оружия, лишь с одним своим учеником блаженным Никоном мог покорить суровые сердца язычников под благое иго Христово? Не только дать им свое слово, но и самое ценное – жизнь.

Своей мученической кончиной Кукша освятил и место своей казни. На нем забил родник, прозванный в народе «Воронья голова». Дорогу до ключа осилил со своими провожатыми – монахом Захарием и иноком Виктором, живущими в скиту.  Наш путь лежал по окраине леса и поля. Помните народные сказки и былины про источники с мертвой и живой водой? Что, если выпить из одного – умрешь, а из другого – жить будешь и раны исцелятся. Удивительно, но именно к их реальным прототипам мы сейчас и направлялись.  И вот, сгибаясь до земли и пролезая под ветвями ивы, мы полусидя перешагнули через текущий вот уже более 1000 лет из холма ручей. Это был источник с «мертвой» водой. Кстати, местные жители и по сей день не берут из него воду. Немного далее, шагов через сто, наконец-то показался тот самый легендарный родник Кукши с «живой» водой. Действительно его форма напоминает воронью голову. Вода в нем прозрачная, прохладная  и сладкая на вкус. Удивительно это или нет, решать вам -  но березы, растущие рядом с ключом, окрашены в кроваво-красный цвет, а чуть поодаль, предстают вновь в привычном виде.

О славном житии священномученика Кукши я подробно писать не стану. Скажу лишь, что благодаря его горячей проповеди вятичи крестились «всем скопом», его молитвой были изгнаны бесы из идолов, что привело в ярость жрецов. Помимо этого Кукша умолил Бога явить явное чудо перед народом. Страдавшие от засухи люди, по молитвам святого, увидели, как иссохло озеро и поднявшись облаком в небо, пролилось обильным дождем на их поля. Если вас заинтересовала и увлекла личность крестителя вятичей, вы обязательно сами найдете в интернете его житие, прочтете ему акафист. А если нет, то хоть и напишешь все подробно, - не прочтете.

А между тем пора было возвращаться в скит и заниматься подготовкой к празднику, чтобы достойно встретить братию, игумена и многочисленных гостей.

И вот наступило 9 сентября. Из монастыря рано утром, в начале восьмого, приехал келарь с трудниками, привез различные яства на трапезу, и помолясь, стали накрывать столы. Вскоре показались и первые гости – местные жители, а за ними приехала братия вместе с игуменом. В храме-часовне священномученика Кукши на Божественную Литургию собралось более 30 человек. Этого оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя в тесноте, но не в обиде.

По окончании службы игумен отец Георгий (Евдачев) обратился с проповедью к предстоящим людям. Особенно поразили его слова, что не смотря на огромный вклад святого Кукши в дело объединения славянских племен под единой православной верой, более 900 лет в наших краях не было возведено ни одного храма в его честь. А между тем его заслуги трудно переоценить. И не известно, как бы сложилась дальнейшая судьба племени вятичей, а вместе с ними и история страны, если бы в те далекие времена Кукша не принес бы свет Христов своим угрюмым единоплеменникам. Отрадно было слышать от отца игумена, что по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, рядом с храмом-часовней будет воздвигнут и большой храм в честь этого святого.

 Фундамент под него уже заложен.  А пока под бревенчатыми сводами раздавались такие простые, но доселе скрытые от понимания слова проповеди: крестив вятичей, преподобный Кукша разогнал мрак язычества и благодаря его трудам, забилось духовное сердце России. Нация объединилась, а вместе с ней и земля наша. И если раньше надо было объезжать стороной воинственные племена вятичей, чтобы, например, добраться из Киева до Новгорода, то с принятием крещения путь стал прямым и свободным.

Выйдя из храма на открытый простор, многие обратили внимание на то, что ветер стих и выглянуло солнце. За длинным деревянным столом с трудом, но все же нашлось место всем. Время замедлило свой ход и невольно пришло сравнение, что в те далекие года вот также собирались вместе за общей трапезой и стар, и млад, вспоминая подвиги Кукши. И верится, что  святой и сейчас незримо присутствует среди нас, служа за трапезой по слову Господа, сказавшему: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» Марк 9.35. И все же, пришло время и нам, твоим далеким потомкам, послужить тебе, о святой преподобный священномученик Кукша, креститель вятичской земли.

Антон Бакетов

 
назад к списку новостей