Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - День народного единства под водительством Казанской иконы Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

День народного единства под водительством Казанской иконы Богородицы04 Ноябрь 2016

В России много праздников в честь икон Пресвятой Богородицы, но исторически так сложилось, что чествование Казанского образа Божьей Матери неразрывно связано с Днем народного единства, когда окончилось смутное время и вновь забилось сердце страны.

Произошло это историческое событие в 1612 году, когда отряды народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и мещанина Козьмы Минина штурмом взяли Китай-город. Видя, что положение становится безнадежным, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. С образом Казанской Божьей Матери в руках князь торжественно вступил в Китай-город, освобожденный от поляков. Тогда же в присутствии народного воинства и знатных лиц Пожарский пообещал построить храм в память этого судьбоносного события. 5 ноября по современному стилю командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию. Московские бояре и другие заложники были немедленно выпущены из заточения, а на следующее утро мятежный гарнизон сдался.

Таким образом, закончилось смутное время, длившееся согласно официальным историческим толкованиям, установленными еще в советское время 1598 по1612 год. Однако современные историки, основываясь на архивных документах того времени, утверждают, что Смута на Руси закончилась в 1634 году, а это на 22 года позже официальной даты. (Подробнее см. в исторической справке).

Оно сопровождалось польско-литовской интервенцией, поддерживаемой русскими мятежниками и боярами, поверившие в Лжедмитрия как в царя. За это время многочисленные отряды интервентов, исповедующих в основном католичество, разграбили множество монастырей и храмов, сея смерть и разрушения на своем пути.

Ведь сам самозванец - первый из двух — Григорий Отрепьев, дал обещание польскому королю Сигизмунду III привести православную Русь в католичество.

И тогда впервые встал вопрос, сохраниться ли Россия как великая держава, или навсегда станет периферией Европы на задворках польского королевства. Лжедмитрий I уже подготовил указ, разрешающий изымать монастырское имущество. Но его планам помешал Василий Шуйский, который разгромил отряды самозванца. Сам же Отрепьев погиб в том бою. Взойдя на престол в 1606 году Василию Шуйскому не удалось прекратить смуту и восстания крестьян, мало того, через год его правления начался второй этап польско-литовской интервенции, сбросившей его с трона.

А к царству уже рвался Лжедмитрий II. Успешному продвижению его войска способствовало новое крестьянское восстание, охватившее западные, центральные и поволжские районы России. Таково было народное недовольство политикой Шуйского, проявившего нерешительность в своих действиях и не сумевшего сплотить дворянство. Полчища поляков и литовцев а также примкнувшим к ним русских «темных людишек» всех цветов и мастей начали нещадно грабить православные монастыри. Так, при разорении Ярославского Толгского монастыря были убиты все иноки – 46 человек, Спасо-Прилуцкого монастыря – 91 человек; в вологодских монастырях убито более 100 человек, Пафнутьев Боровский монастырь был стерт с лица земли. Польская знать и приближенные самозванца до смерти уморили голодом патриарха Гермогена, отказавшегося принимать унию и благословившего народное ополчение идти на Москву.

Да и что говорить — наш Свято-Георгиевский монастырь был также полностью разграблен и разрушен польскими интервентами. Судьба большинства монахов и настоятеля не известна до сих пор. После окончание смуты, был построен новый монастырь уже на другом месте, где он сейчас и находится. Такое решение приняла царица Евдокия Стрешнева, родом с Мещовской земли — жена первого царя Михаила Романова и прародительница династии Романовых. С избранием на престол в конце февраля 1613 года Земским собором нового самодержца, Смутное время на Руси закончилось.

Промысел Божий явно указал, под каким знаменем возможно одолеть непрошеных врагов.

Образ Казанской Божьей Матери был выбран отнюдь не случайно. Обретение иконы само по себе было чудесным.

Случилось это после страшного пожара в Казани, случившийся в 1579 году. Тогда сгорело множество жилых домов и храмов. И вот простой девочке Матроне снится сон, в котором Пресвятая Богородица повелевает откопать её икону на пепелище. Духовенство не поверило простой девочке. Тогда она пришла в указанное ей во сне место и прокопала яму глубиной чуть более метра и на свет Божий явился лик Пречистой. Тогда же началось местное почитание иконы. Но, конечно, всенародное почитание Казанский образ получил, тогда, когда встал как победоносное знамя во главе народного ополчения, объединив под собой знатных и простых, бедных и богатых. Еще не раз Ее пречистый образ спасал русскую землю в тяжелые годины испытаний. Как не вспомнить известную многим историю, когда чудотворную икону перед битвой с фашистами на подступах к Москве, обнесли на самолете вокруг столицы.

Но вернемся в сегодняшний день. В монастыре святого Георгия Победоносца вся братия перед всенощным бдением взялась за лопаты очищать территорию обители от навалившего снега. Действительно за ночь его сильно намело, а к утру потеплело, вот он и стал, где-то таять, а где-то утрамбовываться в жесткий настил. Ну чтож, чистить, так чистить. К 6 часам вечера все дорожки были очищены от снега и люди стали собираться в храм Петра и Павла на всенощное бдение. В полумраке большого собора, казалось, время остановилось. Мерцание горящих свечей погружало в таинственное ожидания чего-то необычного, чудесного. Сердце наполнилось тихой радостью и умилением. А в это время с клироса звучало: «Величаем, величаем Тя, Богоизбранная отроковица»...

После службы, выйдя на улицу, многие обратили внимание, что ветер, завывавший весь день, сейчас совсем утих, превратившись из грозного тигра в пушистого и милого котенка. На следующий день центральный собор Свято-Георгиевского монастыря заполнился народом. Помимо братии и сестер на Литургию приехали паломники из Обнинска. После величания образу Казанской Божьей Матери, архимандрит Георгий обратился с проповедью к собравшимся.

Игумен рассказав о чудесном обретении Образа Пречистой, перешел к исторической части праздника — Дню национального единства. Глубинный смысл события, произошедшего в 1612 году, когда ополчение, возглавляемое Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выгнало поляков с российской земли, состоит не только в том, что мы отстояли свое отечество от нашествия интервентов, но, что самое важное — сохранили свою православную веру. И в этом заслуга, в первую очередь, народа.

Ведь бояре, за исключением одного рода — рода Романовых, присягнуло на верность Лжедмитрию и его католическим покровителям. Но Господь в эти тяжелейшие дни не оставил Россию, явив доброго пастыря - патриарха Гермогена, положившего душу за овцы своя. Приняв мученичество и голодную кончину от еретиков поляков, он своей стойкостью и преданностью православной вере, показал добрый пример истинного благочестия. Храбрый первосвятитель на отрез отказался благословить Лжедмитрия на царство и призвал народ встать на борьбу с захватчиками. Кстати, заморив Ермогена голодом, поляки сами потом остались без провизии и стали массово погибать от нехватки пищи. Доходило вплоть до каннибальства, когда оголодавшие и всеми проклянаемые чужеземцы буквально дрались за человечину. Стены Кремля стали для них братским склепом — ведь за стеной их ждал грозный судья в лице народа, который не хотел польско-католического владычества. И правильно, подчеркнул отец Георгий.

Если бы мы сейчас были под поляками, думаете жили бы хорошо? Нет, для них мы были бы быдлом, а не народом. Быдлом, продавшего и оставившего свою веру, живущего на задворках Европы.

Затем батюшка стал говорить о сегодняшнем дне, отметив, что в народе сейчас наблюдается отсутствие единства и сплоченности. А ведь именно в такие периоды разобщенности Бог попускает тяжелые испытания: войны, эпидемии, народные волнения, чтобы встряхнуть сон равнодушия с народных глаз. Так уж повелось, что только страшные испытания могут сплотить Россию. И сейчас во всем мире растет общая напряженность, направленная против нашей страны. В воздухе, как говорится, запахло порохом войны. И лишь возвращение народа к своим православным корням, жизни по заповедям Христовым с делами милосердия и братолюбия, могут отдалить начало страшных событий.

С учетом технического прогресса, современные войны между крупными державами могут привести к фатальным, по-истине апокалиптическим последствиям. Когда существование самой жизни на земле может прекратиться или превратиться в мучительный ад.

- А как измениться стране, чтобы избежать гнева Божьего? - спросил архимандрит. А надо начать с себя, со своей семьи с воспитания детей в православной вере. Мне часто рассказывают родители, как их дети сутками сидят за компьютером. Попросить их вынести, например, мусор, сделать другие полезные дела по дому не просто бесполезно, но еще и опасно. Истерика может продолжаться долго, громко, со скандалом. А кто из таких детей вырастит, о чем будет думать такой человек? Сможет ли он встать на защиту своего дома, страны? Думаю вряд ли. Но мы сами во многом виноваты в том, что наши дети застряли в сетях интернета, в играх, где реками льется кровь. Постоянные дела и заботы, а если откровенно сказать - духовная лень не позволяет нам ходить каждое воскресенье в храм. Исповедоваться, причащаться.

- Вы что думаете воскресенье, это ваш день? - обратился игумен Георгий к предстоящим людям.

-Ошибаетесь, это Божий день. Его Господь сотворил для поклонения ему. Это день молитвы и покоя, который благословляет всю неделю. Вот какой он важный! Так что не проводите его в огороде в других хлопотах и заботах. Оставьте суету, вспомните, Кто подает вам все блага и печется о вас. Ему воздайте хвалу и честь хотя бы раз в неделю. Тогда восстановится единство человека с Богом, а затем и между всеми людьми в Господе.

Да, еще не забывайте, что сама Пречистая имеет особую любовь к России. Как и в дни нашествия Тамерлана, когда Богородица явилась к нему с небесным воинством, повелев отойти от русской земли, заметив ему, что это «мои люди и я над ними владычица». Так и в явлении своего образа «Державная», случившиеся после зверского убийства царской семьи. Поэтому не стоит кричать: «Хотим царя!» и искать все время претендентов на престол. Сама Приснодева стала нам царицей. И только она сама в праве передать скипетр и державу избраннику Божьему, благословив его на царство. А такой человек может появиться, если только страна сохранит свою веру православную, которая и делает нашу нацию уникальной. Ибо только в России веками мирно уживаются многочисленные народы и языки. Национальности не растворяются в русском этносе, не истребляются, а существуют вместе, дополняя друг друга и обогащая.

Так давайте сохраним это уникальное единство и еще раз поблагодарим Пресвятую Богородицу за помощь и заступничество над Русской землей во все страшные и смутные годы. Верим, что и сегодня Владычица Небесная печется о нашей земле и умолит Своего Сына и Господа Нашего отвратить свой праведный гнев от нас и переменить его на милость. Пресвятая Богородица, спаси нас! С Праздником всех вас, дорогие мои!

Историческая справка. 28 мая в Мещовске прошла IX-я Международная научно-практическая конференция «У истоков российской государственности». Российские историки вместе с польскими коллегами обменивались данными относительно продолжительности Смутного времени на Руси.
 
Ученые сошлись во мнении, что, не смотря на воцарения на престол в 1613 году Михаила Романова, нестабильность в стране сохранялась еще длительное время. Сотрудник Центра военной истории РАН, кандидат исторических наук А.В. Малов озвучил новые архивные данные, с которыми согласилась польская сторона. Согласно им гражданские волнения на Руси продолжались и после 1613 г., а затем разгорелась внешняя война с Польшей и Швецией. Относительное благополучие и стабильность в государстве были восстановлены только в 1634 году.

Антон Бакетов.

 

назад к списку новостей