Католики - кто они или кто вне Православия01 Январь 2017
Католики-кто они или кто вне Православия Беседа казначея монастыря иеромонаха Моисея, казначея монастыря с братией на занятиях в монастыре по сравнительному богословию. (печатается в сокращении) "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Иисус Христос) ... яже есть дом Божий ... столп и утверждение Исти¬ны... Его же дом мы есмы» (ап. Павел) Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена апостолами. Отсюда «Верую во единую, святую, соборную и апостоль¬скую Церковь», ибо «Едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (ап. Павел). Давайте поразмышляем. В мире существует Единая Христова Церковь, и наряду с ней — римское католичество, протестантство и из протес¬тантства вышедшие секты, претендующие на при¬своение себе имени Церкви Христовой. Где же под¬линно Христова апостольская Церковь, «Церковь семи Вселенских Соборов и десяти столетий единст¬ва христианского мира», а где «нецерковь», отступив¬шая от основ раннего Благовестия, т. е. организация нов¬шеств – этакая неоцерковь – с маленькой буквы? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания, общества и секты как учения Христа и апостолов? Богословские споры, происходившие в эпоху Вселенских Соборов с I по VIII век, были поиском истины, который часто разрешался трагедиями, угрожая самому существованию Церкви Христовой, но почти всегда порождался неведением истин веры, которым еще предстояло явиться. Как правило, результатом этих поисков было обретение общего церковного мира, и прежнее разномыслие исчезало в новом ведении о Боге. Но по окончании периода Вселенских Соборов, утвердивших Церковные догматы и Правила, все церковные разделения уже не могут быть отнесены к болезням роста, и не могут быть оправданы неведением ещё неоткрытых истин веры, ибо эти истины уже были ясно и точно изложены соборным разумом Церкви. Эти разделения возникли не в поиске ещё неведомой вероучительной истины, но в сознательном уклонении от уже известного и скреплённого авторитетом Церкви знания, и в этом заключается существенное отличие западных исповеданий от догматических течений эпохи Вселенских Соборов. Для понимания нижеизложенного материала необходимо объяснить что такое филиокве? Это лжеучение, утвердившееся в Римской Церкви до её отпадения от Вселенской Церкви в 1054 году, и ставшее одной из причин этого отпадения. Филиокве представляет из себя вставку в Символ Веры о том, что Дух Святой, якобы, исходит не только от Отца, но «и от Сына». Теперь посмотрим – является ли сообщество римо-католиков во главе с папой римским Церковью или частью Церкви и что по этому поводу говорит соборный дух Православной Церкви. О том, что вследствие отпадения от Вселенской Церкви после принятия лжеучения (ереси) филиокве Римо-Католичество уже не есть церковь, а есть еретическое сообщество, достаточно подробно было изложено Вселенскими Патриархами в «Окружном послании Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» ещё в 1848 г. Не будем же пересказывать это красноречивое творение, но приведём выдержку из него, чтобы никто не посмел обвинять нас в неточности пересказа. «§ 4. Из ересей, распространившихся, какими Бог, весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь - папизм. Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится и велий глас небесный возгласит о нем: низложен (Апок. 12, 10)! § 5. Новоявившееся учение, будто «Дух Святый исходит от Отца и Сына», измышлено вопреки ясному и нарочитому о сем предмете изречению Господа нашего: иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26), и вопреки исповеданию всей Соборной Церкви, засвидетельствованному седьмью вселенскими Соборами в словах иже от Отца исходящаго (Символ Веры). 1. Оно нарушает хотя единичное (enekin) от одного начала, но иновидное (eteroedi) происхождение Божеских Лиц блаженной Троицы, подтверждаемое свидетельством Евангелия; 2. Приписывает равносильным и споклоняемым Лицам (Божества) разнородные и неравные отношения, сливает их или смешивает; 3. Представляет, как бы несовершенным, темным и неудачным состоявшееся прежде него исповедание единой, соборной и Апостольской Церкви; 4. Унижает святых Отцев первого вселенского Собора и второго константинопольского, как будто они о Сыне и Духе Святом богословствовали несовершенно, будто умолчали о столь важной особенности двух Лиц Божества, между тем как необходимо было изложить все божественные свойства против Ариан и Македониан; 5. Оскорбляете Отцев третьего, четвертого, пятого, шестого и седьмого вселенских Соборов, которые в слух всей вселенной провозгласили Божественный Символ во всех отношениях совершенным и полным, и страшными прещениями и неразрешимыми заклятиями воспретили как себе, так и всем другим, всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы одной йоты, - между тем как нужно было исправить его и дополнить, и таким образом изменить все богословское учение вселенских Отцев, как будто открылось новое отличительное свойство в самих трех Лицах блаженной Троицы; 6. Прокрадывалось в Церквах западных сначала как волк в коже овчей, т. е. под наименованием не исхождения (tis ekporeuseos), по греческому выражению, употребленному в Евангелии и Символе, но под именем послания (tisapostolis), как оправдывался папа Мартин пред Максимом исповедником и как изъяснял это Анастасий библиотекаре при Иоанне VIII; 7. С грубою и неслыханною дерзостию коснулось самого Символа и изменило сей всеобщий залог Христианства; 8. Произвело столько смятений в мирной Церкви Божией и разделило народы; 9. При первом своем появлении всенародно отвергнуто двумя приснопамятными папами Львом III и Иоанном VIII, который в послании к блаженному Фотию назвал даже сообщниками Иуды тех, кто первые внесли его в Символ; 10. Осуждено многими святыми Соборами четырех восточных Патриархов; 11. Подвергнуто анафеме, как нововведение и увеличивание Символа, на (так называемом) осьмом вселенском Соборе, созванном в Константинополе для умирения Церквей восточных и западных; 12. Едва только успело явитися в западных Церквах, как или само породило гнуснейшие исчадия, или ввело с собою мало по малу другие новизны - большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимися, до его появления, и в тех Церквах, где оно введено, как то: кропление вместо погружения, отнятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии благословения, т. е. Божественного призывания Всесвятаго и Всесовершающего Духа, - также нарушающие древние Апостольские обряды соборной Церкви, как то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия пречистых Таин, брачных - от Священства, признание папы за лице непогрешимое и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом низвратило весь древний Апостольский чин совершения почти всех таинств и всех церковных учреждений, - чин, который содержала древняя, святая и православная Церковь римская, бывшая тогда честнейшим членом святой, соборной и Апостольской Церкви; 13. Побудило своих защитников Богословов Запада, за неимением для себя опоры ни в Писании, ни у Отцев, прибегнуть к бесчисленным лжемудрованиям, не только к превратным толкованиям Писания, каких мы не находим ни у кого из Отцев святой, соборной Церкви, но и к искажению священных и неприкосновенных текстов Божественных Отцев восточных и западных; 14. Оказалось странным, неслыханным и богохульным еще и у прочих христианских обществ, которые, прежде его появления, по другим справедливым причинам, в течение веков отлучены от соборной Церкви; 15. Не смотря на все труды и усилия своих защитников, ни против одного из приведенных нами доказательств доселе еще не могло в защиту свою привести хотя сколько-нибудь убедительное и основательное доказательство из Свящ. Писания или из Отцев. Таковое учение носит в самом существе своем и свойствах все признаки учения неправославного; а всякое неправое учение, касающееся догмата соборной Церкви о блаженной Троице, о происхождении Божеских Лиц, равно как и об исхождении Святого Духа, есть и именуется ересью, а умствующее так - еретиками, по определению святейшего Дамаса, папы римского (который говорит так):.«кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик» (Испов. Соб. Bеp., посланное папою Дамасом к епископу фессалоникийскому Павлину). Посему единая, святая, соборная и Апостольская Церковь следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборне, что cиe нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно, по силе особенно седьмого правила третьего вселенского Собора.» Можно оценить, исходя из вышеизложенного, слова наших современников о том, что католики не еретики, а римо-католическая церковь есть сестра нашей Православной Церкви. Возможно ли, что утверждающие это либо вообще не знают догматов Православной Церкви, то есть являются невеждами и профанами в вопросах веры, либо сознательно хотят нам внушить, что это мы профаны и невежды, дерзко попирая и искажая догматическое учение Православной Церкви, утверждённое Вселенскими Соборами и закреплённое жизнью и творениями святых отцов? Взглянем на 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: “Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся”. А святые отцы составили и утвердили Никео-Цареградский Символ Веры. Этим правилом отцы собора категорически воспрещают составлять и употреблять в Церкви чей бы то ни было символ веры, кроме того символа, которому положено основание в Никее и который полное завершение получил на Константинопольском II Вселенском Соборе, — подвергая строжайшим наказаниям тех, которые решаются нарушить это. Тем же наказаниям подвергают затем отцы всех тех, которые дерзнут учить ложной вере, а не никео-константинопольской, лиц, желающих обратиться к церкви из нехристианских или еретических обществ. Словом, они хотят оставить твердым и неизменным только тот символ веры, который был утвержден на I и II Вселенских Соборах, совершенно отлучая от Церкви каждого, не исповедующего этого символа. Они признают православными только тех, которые исповедуют никео-константинопольский символ, и провозглашают неправославными, т.е. еретиками, всех тех, которые не признают его. В этом смысле принято и утверждено это правило и на всех других, бывших после того соборах. Теперь попробуем сами ответить на простой вопрос: Человек, дерзнувший внести изменения в Символ Веры, еретик или нет? Ответ ведь очевиден как ясный день! Но некоторые современные церковные деятели высказываются о том, что католиков ни один собор не называл еретиками за филиокве, поэтому мы не имеем права называть их еретиками. Ведь достаточно одного только 7 правила III Вселенского Собора, осуждающего тех, кто посмеет изменить наш Символ Веры. Отцы Вселенских соборов с III по VII утверждали неизменность Символа Веры и анафематствовали тех, кто учит или посмеет учить иначе, чем говорится в установленном Никео-Цареградском Символе Веры. То есть пять Вселенских Соборов уже осудили филиокве как ересь, а последователей этого лжемудрования отлучили от Церкви. Какие ещё нужны соборы для осуждения этой ереси? Но для посрамления этих лжецов приведём следующие свидетельства, филиокве и папство были осуждены следущими соборами: - Собор 879 г. в Константинополе (расценивается как VIII Вселенский собор); - Собор 1170 г. в Константинополе; - Собор 1450 г. в Константинополе; - Собор 1722 г. в Константинополе; - Собор 1838 г. в Константинополе; - Собор 1895 г. в Константинополе. То есть, кроме 5 Вселенских Соборов (с III по VII) было ещё 6 соборов осудивших конкретно филиокве. Кроме того, и сам папизм был осуждён как еретическое учение. Папизм – лжеучение о властных полномочиях (примате) папы римского над всей Вселенской Церковью. Наша Церковь не зря именуется Соборной, это означает, что управление Церковью осуществляется соборно, то есть высшая власть в Церкви не принадлежит какому-то одному человеку, но собору епископов, а глава Церкви – Христос. Католики же главой Вселенской церкви считают папу римского или, правильнее, папа римский считает себя главой вселенской церкви, как говорится, от перемены мест … смысл не меняется. Что говорят православные святые отцы о католиках (латинянах)? Святитель Марк Ефесский († 1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними... Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего» «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков». «Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую главу нашу — Христа» [Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М., 1994, стр. 333, 355]. Преподобный Феодосий Печерский († 1074): «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили... Нет жизни вечной в вере латинской» (Н. Н. Воейков. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилл, 1983, стр. 239). Преподобный Максим Грек († 1556): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую... » (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993, стр. 7). Преподобный Паисий (Величковский) ( 1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне — «не суть христиане» (Сочинения о знамении Честнаго и Животворящаго Креста. Рк. БАН, 13. 1. 24, гл. 11, л. 39, 88 об. ). Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» (О ереси и расколе. «Православное чтение». М., 1992, № 5-6, стр. 5). «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!), изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину» (Там же, стр. 485-486). Святитель Феофан Затворник († 1894): «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, — папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, стр. 45). «Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами -потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением. Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех - страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную...» (Там же, стр. 230-232) «Верить, что Дух Святой исходит от Бога Отца, есть догмат обязательный, а верить по-латински, что Он исходит и от Сына, есть уклонение от Церкви, ересь» (Письма о христианской жизни. М., 1908, стр. 37). Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908): «Мы доселе все согласно и единомысленно верим в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг., СПб, 1909, стр. 4). «Католические иезуиты в угоду папе и своим эгоистическим низшим видам и целям извратили закон совести и закон Евангелия, утверждая, что для достижения своекорыстных целей или целей религиозных католики могут употреблять всякие незаконные средства; значит и убивать... и на кострах сожигать православных» (Там же, стр. 31-32). «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа» (Там же, стр. 32-33). Теперь хотелось бы поговорить о понятии христианин, кого можно считать христианином. Впервые христианами стали называть последователей Христа – апостолов и их учеников в Антиохии в I веке. То есть, именем христианин называли членов стремительно распространяющейся Церкви Христовой. Тогда была только одна Церковь, та, которую основал Христос через своих учеников – апостолов. Другой какой-либо церкви не существовало. Самое важное здесь то, что настоящая Церковь так и осталась одна – Святая Соборная и Апостольская Церковь – другой не было, нет, и не будет никогда. То, что вне этой Церкви – не является церковью или церквами. Тот, кто вне этой Церкви, тот не её член, тот – не христианин. Ещё раз. Христианами стали называть членов Церкви – учеников и последователей апостолов – то есть членов Церкви и никого другого. Исходя из такого понимания слова христианин можно легко ответить на вопрос о том возможно ли именовать не православных христианами или нет? Теперь об общении с еретиками. Наши высокопоставленные церковные деятели утверждают и постоянно нас убеждают, что мы обязаны вести диалог и убеждать всех неправославных, что им и нам было бы очень хорошо объединиться. Этот диалог активно ведётся с середины ХХ века, а результат… Сколько протестантов, католиков, баптистов и т.д. приняли православие? Кто из них признал искажения или неправильность в своих учениях? А этот бесконечный диалог всё ширится и теперь называется экуменизмом. А теперь посмотрим, как нас учит Православная Церковь об отношении к еретикам? Что нам говорит Церковь о совместной молитве с ними? Здесь важно подчеркнуть следующее – принцип отношения к отделившимся от Церкви еретикам и раскольникам выражен в словах апостола Павла «еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» (Тит. 3, 10). Комментируя данные слова апостола Павла, свт. Феофан Затворник, опираясь на святоотеческую традицию, даёт важное разъяснения смыла такой рекомендации апостола Павла: «Причина, почему, после двукратного вразумления еретика, не следует более им заниматься, та, что развратился и согрешает. – Развратился, - ἐξεστράπται, - наконец развратился, воспринял превратный ум, с которым ничего не поделаешь; потому что он потерял способность видеть истину, быв наполнен противными ей предубеждениями». То есть превратный ум является главной причиной бессмысленности вести прения о вере с еретиком. Они не приведут к желаемому, спасительному результату, то есть к покаянию и возвращению в лоно Церкви Христовой. Именно поэтому священные каноны Православной Церкви запрещают всякого рода общения с еретиками, и в первую очередь это касается посещения их богослужебных собраний, совместной молитвы вместе с ними православных. 45 правило святых Апостолов: «Епископ или пресвитер, или дьякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен (то есть будет лишён священного сана)». Совместная молитва является образом выражения исповедания кафолической истины молящихся, она не может быть средством и способом достижения истины и восстановления разрушенного по догматическим причинам единства. «Невозможно совершать совместную молитву, - подчеркивает доктор канонического права архимандрит Кирилл Коцопулос, - если прежде не имеется единогласия в Православной святоотеческой вере». На этом, пока, и остановим размышления.
назад к списку новостей