Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - Почему мы не Сергии Радонежские и не Серафимы Саровские?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Почему мы не Сергии Радонежские и не Серафимы Саровские?17 Февраль 2017

Почему мы не Сергии Радонежские и не Серафимы Саровские ? 

Полнота современной Православной Церкви, в том числе и монахи, как Её авангард, казалось бы, исполняют всё то, что предписано им по уставу: регулярно молятся, читают молитвенное правило и писания святых отцов, соблюдают посты, посещают храмовые богослужения, ходят в соответсвую-щих их званию облачениях , творят дела милосердия, оживляют забытые благочестивые традиции… Но роста духовного чаще всего при этом не на-блюдается. Нет продвижения в духовной жизни. И нигде не слышно, чтобы где-то там появились новые Сергий Радонежский и Серафим Саровский. По-чему сегодня из нас не получаются таковые? В чём причина столь печальной безрезультативности? Причина кроется в грехе. Чтобы понять его, надо распознать природу греха. Он возник в мире духов - ангелов. Потому что был денница, который не пожелал быть с Богом, отверг Богом установленный Закон, отверг Самого Бога и Его Божественную благодать. Из мира падших ангелов болезнь греха проникла и в человече-скую среду – этим были уязвлены уже первые люди. А затем каждый вновь появившийся на свет повторил Адамов грех. Произошло многократное его приумножение. Грех есть Зло, отвержение Бога. В повседневной жизни богоотступни-чество проявляется многими гранями, частые обнаружения укоренившихся в нас дурных навыков мы называем пороками. Но есть среди пороков такой, который являет не одну только грань духовного беззакония, а саму природу греха, его сущность, что и мешает нам быть Сергиями Радонежскими и Се-рафимами Саровскими. Этот порок мешает достигать плодов в духовной жизни – будь то умно-сердечная молитва или терпение со смирением. По-рок держит нас во власти ззла и называется он «гордостью». Святой Иоанн Златоуст говорил: « Гордость - начало греха и его опора ». Иоанн Лествичник: «В гордости обнаруживается сама природа греха», то есть его сущность. Гордость есть отвержение Бога, изобретение бесов, ко-рень хулы, гнева, лицемерия, источник жестокосердия. Это порождает от-сутствие духовных плодов. Так что гордость – не просто черта характера, в ней – средоточие глав-ного препятствия к делу нашего спасения. Сей порок многолик и коварен, порой требуется много мудрости и духовного опыта, чтобы распознать его в себе. Ведь можно гордиться и в молитве, и в слезах покаянных, и в знаниях богословских, не отдавая себе в этом отчёта… Как обнаружить гордость в нас самих, заметить её присутствие в окружаюших? Василий Великий очень точно замечает: гордость домогается предпочтения, гордый всегда желает быть выше других. Но гордость может быть скрыта и под личиной скромно-сти. Обычно сей порок поражает людей непростых, высокообразованных, способных, талантливых, много чего умеющих и знающих. Труженика – про-столюдина от сохи, живущего в жалкой лачуге, не помышляющего о себе высоко, такое состояние посещает крайне редко. Человек, опирающийся на свои выдающиеся способности, действительно может достичь многого в жизни, но свои таланты таковой приписывает себе, а не Богу. Чем больше способный человек чувствует свою силу, тем меньше ощущает потребности в Боге. Трагедия современного человечества в том, что оно как раз почувство-вало свою силу как никогда: развитие науки и техники, многие невероятные достижения человеческого разума и воли дали в руки людей огромные воз-можности. И для многих Бог перестал быть нужным. Зачем к Нему обра-щаться в болезни, к примеру, когда можно принять эффективное лекарство? Или если есть много денег? Или много знаний? Ложно понимаемая сила че-ловека, основанная на гордости, вытесняет Бога из жизни людей. Святой Кассиан Римлянин говорит об этом так: одержимый гордостью лишается благодати Божией. Кто ставит себя на место Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается Божественной энергии и остается наедине с самим собой – со своими стра-стями, пороками, больным человеческим существом. Вот почему мы не Сер-гии Радонежские и не Серафимы Саровские - Бога с нами нет. Гордость порождает высокомерие, разрушает здоровье, убивает друже-ские отношения между людьми. Гордый человек всегда одинок. Есть только его «Я», стремящееся защищать во что бы то ни стало свой эгоцентризм. Жизнь, основанная на грехе, на отчуждении от Бога, не может быть счастли-вой по определению. Гордец – несчастный человек. Возникает вопрос: что ожидает человека, отвергающего Бога и Его Закон? Можно сформулировать вопрос и по-другому: какой Закон Бог установил для человека? Заповеди и Евангелие. Это касается мирян. С отвержением заповедей и Евангелия чело-век отвергает и Божественную благодать, оставаясь духовно слабым, пустым, без помощи Божией, в окружении опасности. Что ожидает такого человека? Болезни, страдания, неурядицы, пробле-мы с детьми, проблемы в профессиональной сфере, отсутствие успеха, радо-сти и в итоге – вечная смерть. С этим человеком будет то же, что стало с ден-ницей. Что ожидает монаха, отвергающего Закон Бога? В данном случае это монашеские обеты, уставы, правила, Духом Святым установленные через святых отцов, послушание, отсечение своей воли. Какой результат будет у своевольного монаха? Тот же, что у денницы. При постриге монах рождает-ся в светлого ангела через благодать таинства монашества, но без строгого блюдения себя, без страха Божия он превратится в тёмного ангела и пойдёт в вечную погибель. Лишённый благодати Божией, он остаётся наедине со своими страстями, которые съедают его, как жуки - точильщики дерево, превращая его в труху. А что будет с Церковью, если Она отвергнет Закон, Богом установлен-ный? И каков для всей Вселенской Православной Церкви Закон? Это Апо-стольские правила, постановления Семи Вселенских Соборов, это догматы, каноны, установленные Богом через святых отцов. Но современный человек слишком «умный», впадает в ложное мудрование и гордость и начинает об-ходить эти каноны, нарушать Апостольские правила, постановления Семи Вселенских Соборов. В итоге этим всем отвергается Богом установленный Закон, а вместе с Законом отвергается Бог, этим изгоняется Божественная благодать. Церковь может лишиться благодати, как это произошло с Римо-католической Церковью: она уже не Церковь вовсе и католики – не христиа-не, так как римо-католицизм выродился в еретическое сообщество. Поэтому молясь о сохранении благодати в нашей Церкви, мы молим все Бога, чтобы Господь сохранил в нас, в миряна, в монахах, в церковных иерархах твёр-дость и решимость удержать неповреждёнными правила семи Вселенских Соборов, правила Апостольские, догматы, каноны, не изменяя их. Иначе выйдет, как святые отцы предупреждали: купола будут блестеть, храмы сверкать золотом, а благодать их оставит. Можно ли будет там причащать-ся?! Это порочный путь римо-католицизма, который сегодня являет собой мёртвую засохшую и отпавшую ветвь от древа Матери-Церкви, основанной апостолами, где глава – Сам Христос. Как быть? Как восстановить утраченную связь с Богом? Что для этого надо сделать? С чего начать? Наверно, с ума своего. Ум – один из главней-ших органов в человеческом естестве, который должен быть с Богом. И если ум пребывает в состоянии наполнения Божественной энергией нетварного Фаворского света, то дух будет жив внутри человека. В противном случае, дух внутри него мёртв. Бытует выражение: ум без Бога – палач, всё погуб-ляющий на жизненном пути человека – рождённых детей, успех, радость, здоровье, спасение для блаженной Вечности. Через многократное повторение Божественного имени Иисуса Христа, в котором почивает Божественная энергия нетварного Фаворского света, а это есть Бог, утверждает Григорий Палама, произнося имя Христа в умном дела-нии, мы, монахи, напитываем, наполняем ум тем нетварным Фаворским све-том, приводим в порядок ум, что должны, кстати, делать и миряне: блюсти ум от греха, заниматься трезвением ума по Евангелию. Поэтому мы призва-ны заниматься самым главным – трезвением ума. Наш путь – путь немечта-тельного делания. Для того, чтобы стать крепкими в духе, нам нужны специальные усло-вия. Так, во избежание укоренения смертоубийственной гордости весьма полезно гордому человеку быть в послушании, потому что подчинение по необходимости означает исполнение воли другого, что и предусмотрено в монастырском обиходе. Это называется послушанием. Подчинение застав-ляет человека привыкать к исполнению указаний других людей. Это как не-кая узда, удерживающая человека от безграничного проявления своей гор-дыни. Потому-то в основу монашеской жизни кладётся послушание, отсече-ние своей воли. По Иоанну Лествичнику, гордому всегда надо быть в подчи-нении и в послушании. И Церкви необходимо послушаться Богу, Христу, чётко выполняя ска-занное Духом Святым в правилах Семи Вселенских Соборов и в Догматах православной веры. А кто их нарушает, тот еретик, богоотступник, отвер-гающий Закон, Богом установленный, тот лишает себя благодати Бога и весь свой Дом, то есть Церковь Земную. Для верующих людей есть ещё один способ избавления от гордости: по-стоянное памятование о словах Самого Спасителя: «Бог гордым противится, а смиренным подаёт благодать» (Иак. 4:6). Страх отлучения от Бога призван отрезвлять жаждущего спасения своей души, побуждать его к самоукоре-нию, к приношению Господу зрелых плодов покаяния. Страх отлучения от Бога должен заставлять духовно бодрствовать и мирянина, и монаха, и цер-ковного иерарха - словом, всю полноту Церкви. Будем помнить об этом стра-хе, чтобы не потерять нам благодати Божией, как это случилось с римо-католиками, и не ходить нам в безблагодатные храмы, над которыми хоть и сияют золотые купола, но в них самих, по нашей теплохладности и нераде-нию, может поселиться мерзость запустения. Сохраним Православную Веру всей нашей Русью Святой. В ней, Православной Вере, Русь будет только утверждаться.

Наместник Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря Архимандрит Георгий (Евдачёв)

назад к списку новостей