Проповедь архимандрита Георгия (Евдачева) о Христе и Пилате.27 Март 2017
Христос и Пилат. Пилатовщина наших дней.
Время Великого Поста как никакое другое располагает к размыш-лениям о Голгофских страданиях Христа, глубина которых в сотериологическом (сотериология – наука о спасении) смысле бездонна. Вы никогда не задумывались о том, что происходило с Пилатом, когда он общался со Христом перед Его распятием на Кресте? Состояние Пилата – он метался: распять или не распять Христа? Вполне вероятно, что его даже мучали угрызения совести, когда к нему пришла жена и предупредила: "Не делай ничего плохого праведнику тому, потому что ночью во сне много пострадала из-за него". Иными словами, не распинай Его. Можно предположить, каков в этот момент был ход мыслей Пилата: если я Его распну, то остаюсь при своём положении - прокуратор, власть, деньги. Если поступить по совести, не распять, значит, кесарь лишит меня всех этих благ, и я останусь нищим. На предупреждение жены он наверняка ей парировал: «А ты готова стать нищей?». Скорее всего, она ответила отрицательно. «Но в таком случае мы должны его распять», - расчётливо заключил Пилат. И он распинает Христа ничтоже сумняшеся. Руки умывает, а душу загрязняет. Вот в этом-то состоянии часто мы все пребываем, особенно те, которые имеют власть – светскую, церковную, монашескую… С нами всегда разговаривает внутренний голос – это наша совесть, которая всё время сподвигает нас поступить так, как она велит. И мы начинаем метаться подобно Понтию Пилату: как поступить, какое принять решение, а, может, и не стоит голову ломать – не проще ли тихо отсидеться в углу, отмолчаться, чтобы не потерять свои привилегии и временные блага. Если простой мирянин нарушает заповеди Христовы, не живёт по Евангелию в угоду своей плоти и духу века сего, он распинает Спасителя внутри себя, отгоняя от себя Божественную благодать и оставаясь наедине со своим падшим естеством. А монах? Ежели он пренебрегает обетами и уставами монашескими и всеми правилами обители, в которой живёт, ежели он не имеет послушания игумену, не борется со своеволием и тщеславием, а самоутверждается, угождая своему «Я» вместо самоотверженного служения Богу, тот, конечно же, Христа распинает. А если настоятель монастыря вопреки своей совести попирает уставы и обеты монашеские ради того, чтобы удержать власть деньги, положение в Церкви, то он становится в один ряд с предателями Христа (!). А если церковный иерарх, сообразуясь с сиюминутной выгодой, нарушает апостольские правила, правила Вселенских соборов, потворствует каноническим нарушениям либо изменяет Символ веры, модернизирует основы Православия, тогда он ничем не отличается от тех архиереев, книжников и фарисеев, требовавших «Распни Его!». Непомерно высока цена сделки с совестью церковного иерарха, ибо она пагубно отражается на судьбе Церкви и народа. Попирающие всё святое ради временных мнимых благ подобны ветхозаветному Исаву, пренебрегшему своим первородством, то есть богоизбранством из-за чечевичной похлёбки. Таковые руково-дствуются принципом «Живу не ради Иисуса, а ради хлеба куса». На деле Вечность и Бог для них – отвлечённые понятия, даже если они и говорят красиво. Молитвы у таковых быть не может. И дела их хоть внешне и добрые, но без духа и погибельны для них и окружающих. Вот это и есть пилатовщина наших дней. Она, по сути, отрицает Бога. В результате в обществе умножаются грехи, стремительно нарастают безнравственность, бездуховность, потеря веры, богохульство и как следствие – войны, голод, разруха… Перед нами всегда стоит выбор: где быть, с кем быть и как быть? Проблема нравственного выбора особенно обостряется в наши дни, когда мир с каждым днём становится всё более зависимым от денег, от встроенности в систему потребления материальных благ. Нам есть что терять с человеческой, обывательской точки зрения. Мир требует своего, и он зачастую перевешивает. Пусть каждый честно ответит на вопрос- светский руководитель высокого ранга, руководитель монастыря, церковный иерарх- готовы ли они в любой момент «с сумой на плечах, со слезами в очах» пойти работать дворником или сторожем, тем самым зарабатывая себе на пропитание только ради того, чтобы остаться в ладу со своей совестью – со Христом? Готов игумен, архиерей, министр лишиться власти, де-нег, почестей, высокого статуса в обществе, чтобы не распять Христа и жить с чистой совестью - со Христом пожизненно? Нет, не готовы. Может, кто-то и ответит на этот вопрос утвердительно, но из миллиона один. Во дни Великого Поста всем нам от простого смертного до власть предержащих надо строго испытать свою совесть и взыскательно спросить себя: с кем и где я? У Голгофского Креста рядом с Божией Матерью, апостолом Иоанном Богословом, женами-мироносицами и всеми, сострадающими Христу, или в толпе распинателей Спасителя? Состояние книжников, фарисеев, нечестивых архиереев пагубно влияло на простой народ, творивший грех, не осознавая того. Не будет преувеличением сказать, что сегодня чуть ли не поголовно люди пребывают в состоянии Понтия Пилата. А это состояние изменяет Православие, выхолащивает из нег дух. Недаром Господь в Евангелии предупреждает: когда приду (судить живых и мертвых), найду ли веру на земле? Пусть нам в назидание будет образ смерти Иуды. Его самоубиение завершилось распадением чрева, из которого вывалились внутренности (Деяния святых апостолов, гл.1). Это чрево имело своей целью насыщать себя всем, чем угодно, только не жизнью, любовью, духом, Богом. И вот это чрево в конце жизни исторгло наружу «чечевичную похлёбку» - богатства, деньги, наслаждения, удовольствия, почести. Всё то, за что так цепко держался Пилат, - власть, деньги, почёт – оказалось зловонием. По законам пилатовщины, мы, распиная Христа, предаём Его как Иуда. Пилатовщина неразрывно связана с его, иудиными, порочными действиями, за которыми неизбежны земные страдания, неудачи, мучительная смерть – смерть вечная. Но разве для того мы призваны и созданы? Зачем нам идти к тем страданиям, какими обычно заканчивают своё существование христопродавцы? Помоги нам, Господи, рассмотреть себя через призму Четыредесятницы и не распять Тебя, Господа Нашего Иисуса Христа, что есть Всё и Вся, Пребывающий во всём, ибо Ты есть Жизнь, Дух, Любовь, Сущность, Божественная энергия, Космос, Нетварный Фаворский Свет. Не откажись от нас, Господи, призови нас к Себе, как призвал сотника Лонгина, покаявшегося у Креста. Господи, буди с нами! Иного бо разве Тебе Помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас!
назад к списку новостей