Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Мещовский монастырь

Материнское гнездо Российской Империи.

 

      Мещовский монастырь, расположенный в тихом уголке центральной России, не был так знаменит, как его более успешные собратья из семьи монастырей Калужской епархии: Оптина Пустынь и Тихонова Пустынь, Пафнутьев-Боровский монастырь и Свято-Никольский Малоярославский монастырь. Последние три помимо всего прочего стоят на оживленной магистрали Москва-Калуга, что само по себе всегда привлекало в эти обители многочисленных паломников и обильные пожертвования. О достатке Оптинского монастыря с его знаменитыми старцами нет смысла говорить.

    А Мещовский монастырь одно время, можно сказать, существовал на грани выживания. Он стал приходить в упадок после того, как тяжелый петровский сапог сдавил горло Православной Руси. И только к концу 19 века усилиями своих последних настоятелей – выходцев из Оптиной Пустыни – он стал заметно оживать. Они-то, оптинцы,  как подлинные  носители сознания коренной Православной Руси, понимали всероссийское значение (не побоимся этих слов) скромного Мещовского монастыря. Им удалось разглядеть этот «китеж» среднерусской полосы сквозь толщу вод мирской суеты. Они стали привлекать спонсоров для возрождения обители. Потекли паломники к духоносным выученикам оптинских старцев, и, естественно, пожертвования на благоукрашение монастыря. Потом наша страна сорвалась в революционную бездну, и обитель снова пришла в запустение.

       С 2001 г. монастырь стал подниматься из руин. И сегодня он нуждается в спонсорах, у которых болит душа о возрождении дорогих русскому сердцу святынь. Монастырь возрождается не так быстро, как его более удачливые соседи, в которых, как и прежде оседают самые богатые пожертвования. До Мещовского монастыря достигают преимущественно только «лепты вдовиц». Но появляются, конечно, и более значительные спонсоры (да простит меня читатель за это новомодное словечко). И за 16 лет со дня открытия монастыря немало сделано. Работы, тем не менее, пока еще остается невпроворот.

      Осмелимся утверждать, что процесс возрождения Мещовского монастыря, – прежде всего, духовного, ну и материального, конечно, – отражает процесс чаемого всеми русскими людьми возрождения Православной матушки-Руси. Поясним.

      Как известно, возрождение России после Смутного времени началось с воцарения новой царской Династии. А матушкой, если можно так сказать, новой Династии была уроженка маленького скромного городка Мещовска, такая же скромная в своей незаметной красоте, как и ее родной город. Первый государь из династии Романовых Михаил Федорович после смерти своей первой жены, не оставившей ему наследника, обратил свои взоры на эту скромную провинциалку. Евдокия Стрешнева, мещевская уроженка родом из «низкого» служилого сословия царю Михаилу приглянулась более, чем все чопорные красавицы из потомственных боярских родов. Эта первая русская царица и отстроила у себя на родине Свято-Георгиевский монастырь.

         Новая  государыня так полюбилась всем, что, когда встал вопрос о выборе невесты уже для ее взбалмошного внука Петра, то мать последнего царица Наталья Кирилловна Нарышкина, не раздумывая, отправила гонцов на родину своей благочестивой свекрови с целью поиска невесты для сына.

        Но второй царственной красавице из Мещовска (вернее из села Серебряно, расположенного близ Мещовска), Евдокии Лопухиной, повезло меньше, чем ее предшественнице. Жестокий царь-реформатор променял эту свою законную супругу, природную русскую царицу, на кокетливую иностранку с сомнительной нравственной репутацией. А своего нелюбимого сына-наследника от Евдокии царевича Алексея казнил за мифическую «государственную измену», пытаясь придать этой казнью необратимый характер своим прозападным реформам: ведь все свои надежды на преодоление петровского наваждения израненная Петром Первым православная Русь и Русская Церковь связывала с сыном мещевской боярышни.

       С большой степенью достоверности можно утверждать, что последний русский государь из рода Романовых Николай Александрович назвал своего единственного наследника Алексеем именно в честь злосчастного сына Евдокии Лопухиной, царевича Алексея. Этим самым последний русский государь как бы символически обозначал свой государственный курс – возврат к традициям Православной допетровской Руси. Эта нереализованная мечта последнего русского царя, пра-пра- …внука мещевской красавицы Евдокии Стрешневой – завет царя-мученика всем нам.

        Таким образом, Мещовский монастырь вместе с Мещовском и прилегающим к нему с. Серебряно является, образно выражаясь, материнским гнездом возрожденной после Смутного времени русской государственности. Неслучайно он носит имя св. Георгия Победоносца, который на гербе России. Это – царский, гербовый монастырь. И его главными спонсорами были первые цари и царицы из Династии Романовых, которые делали богатые пожертвования и вклады в монастырь. Когда Петр Первый насильственно толкнул Россию на западный путь развития, что сопровождалось грубой ломкой освященных веками традиций, Свято-Георгиевская обитель почти что опустела. Она стала вновь возрождаться при последних русских императорах, известных своим благочестием и сильной приверженностью идеалам Святой Руси.

      Основываясь на этой   исторической справке, можно утверждать, что степень нашей заботы о нуждах Свято-Георгиевского Мещовского монастыря является показателем наших возрожденческих усилий. Почитание этой важной русской святыни, являющейся вотчиной праматери царственных хозяев русской земли, равносильно исполнению заповеди «Чти отца своего и матерь свою – да благо ти будет». Именно так учит нас история монастыря. Поэтому любое пожертвование на монастырь – это не просто вопрос частной благотворительности. Это – дело  государственной важности, пожертвование или вклад в дело возрождения Православной Руси. И  каждый, пожелавший стать спонсором обители, навечно сохранится в ее молитвенной памяти.

       Монастырь еще пока окончательно не обустроен. Но он уже разрастается вглубь, разветвляется на сеть скитов. Восстановление их требует также значительных средств. Скитское жительство, как известно, наиболее пригодно для умного делания, о возрождении которого пламенно радеет нынешний наместник монастыря архимандрит Георгий (Евдачев). Умное делание – сердце Православия, и  о реальном возрождении России можно говорить только тогда, когда вновь забьется это сердце…

        Итак, дорогой читатель, вас ждет Мещовский Свято-Георгиевский монастырь. При входе вас встретит величественно-смиренная фигура мещевской уроженки царицы Евдокии Стрешневой с наследником-сыном, будущим великим царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. И … приветственные крики экзотических птиц: павлинов, фазанов, страусов, попугаев. Чуть поодаль пасутся як (!) и косуля (!). Эта причудливая живность напомнит вам о великолепии русских царских дворцовых палат допетровского времени с их фантастическими садами, населенными сказочными заморскими животными и птицами …

 

Инок Максим (Смирнов)

 

            

 

  


Назад к списку