Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ольга Шилова. Поэма. Блаженному Андрею Мещовскому.

                                                                                                Ольга Шилова                        

 

                                 Блаженному Андрею Мещовскому

                                                           (поэма)

                                                                              

1

 

Везде поют, мычат, жужжат –

все рады жизни этой!

Андрей-Андрейка тоже рад!

Цветёт в Овсянниковой сад –

и скоро будет лето!

 

Везде кипит крестьянский труд

с усердьем и сноровкой,

а птички Божии поют

над детскою головкой…

 

Чужда пичужке суета,

и всем она довольна.

Всегда одета и сыта,

легко ей и привольно.

 

Ни склад-амбар не нужен ей,

ни прочное жилище.

Всё видит маленький Андрей,

но, выросший среди людей-

он дел земных не ищет.

 

Ни салочек, ни чехарды,

забав он сторонится.

Но радуют его сады,

в садах – весенние цветы,

и в синем небе птицы.

 

 

2

 

«Не полоумный ли Андрей

от самого рожденья?

Ни игр не хочет, ни друзей,

а лишь уединенья.

 

Витает где-то в облаках,

да всё не приземлится.

Портков не носит и рубах.

А по уму, ведь, не дурак…

И радостью лучится…» –

 

 

 

 

В его Овсянниковой – всяк

о странном человечке –

раздумывал то так, то сяк.

А подрастающий босяк

зимой лежал на печке,

перебирал на ней дрова,

в окно глядел на дворик,

и засыпал – не до утра –

не на подушке из пера –

а, подложив на час, на два –

под голову топорик…

 

3

 

Блаженны чистые сердца!

Не в будущем – а ныне –

как дети, зрят они Отца –

Вселенной и Земли Творца,

благовестят о Сыне.

_

 

…Отужинав – ложились спать

домашние Андрея.

Избранника неся печать –

О Боге шёл он воздыхать

тайком, в ночное время…

 

Одно лишь «Господи!» твердил

в тиши ночного сада…

И ни о чём ведь не просил,

а сколько получал он сил

от Господа в награду!

_

 

…Топорик за его плечом,

и кнутик-талисманчик…

Идёт Андрейка нагишом -

уж юноша, не мальчик.

 

О чём свидетельство кнута?

О пресечении блуда.

И кнут святым даётся –

напоминанием Христа –

что Он повсюду и всегда

есть Пастырь Добрый овцам.

 

Топорик – это тоже знак:

чтоб действовать со властью!

Иметь в себе Господень страх,

рубить грехи и страсти!

 

У топора и у хлыста

Андрейки - функция проста:

отнюдь, не для защиты.

«Герою» с ними – как всегда –

быть раненым и битым… 

 

Летит лихая детвора,

вослед ему с камнями!

Как будто бы на штурм с «ура!» –

(такая детская «игра» –

за кою бьют ремнями!)

 

Он знал, что раны заживут,

он не боялся боли,

Он знал, что страшен Божий Суд…

Прижав  топорик, сжавши кнут –

был предан Божьей воле.

 

4

 

Блажен, кто верует! Ему –

всегда тепло на свете.

Но в мире – судя по всему –

одни грудные дети –

 

беспомощно-обречены

на полное доверье

рукам – которым вручены:

младенец чужд сомненья.

 

Юродивый – и есть грудной,

беспомощный ребёнок.

Бай-бай, Андрейка! Бог с тобой!

Как будто – от пелёнок –

 

в сорокаградусный мороз –

от снежной колыбели –

струится пар… – и снят вопрос:

кто ты на самом деле –

 

когда – бездомным – из гостин –

без обуви, совсем нагим –

и даже без исподней-

тебя мещовский мещанин

обрёл из рук Господних…

 

 

 

 

 

5

 

Опять весна! И ты бредёшь

с молитвой и весельем!

Черны поля, и сеют рожь

в соседнем Староселье…

 

Крестьянин  -  поглумщик – смеясь -

кричит тебе с издёвкой:

«Ты ржи не сеял отродясь!

Приди, посей-ка мне хоть часть!

Да тьфу! – не будет толку!»

 

«Ну, что ж, раз просишь – будет так

тебе по твоей вере!»

И только сделал первый шаг,

и новый шаг отмерил –

 

как затвердил земле одно,

и повторял ей снова:

«Пропало, замерло зерно!»

И брошенное с л о в о –

 

всходило праведным судом,

и обличало грозно:

ни колоса на поле том

не вышло плодоносна.

 

И совесть жгло: «Не унижай,

не презирай святого!   

И соберёшь ты урожай –

не видывал какого!»

 

6.

 

Блаженны – меряющие

не мерой, не излишком.

Блаженны – жертвующие –

последнею коврижкой.

 

Но чем пожертвует Андрей?

Одним ли состраданьем?

Он сам от юности своей

кормился подаяньем.

 

Но крохи хлебные храня,

остатки скудной пищи –

порой  всё подаянье дня

он нёс мещовским нищим.

 

 

Не мерой и Господь давал

ему Святого Духа.

Юродивый – всю жизнь шагал

«по морю, как по суху»…

 

А слух прошёл, что наш Андрей

по воздуху летает!

Который год его – ей-ей! –

хозяин обретает,

лежащим на печи своей -

 

в то время как в повозке –

путём обратным едет – аж –

за вёрст пять от Мещовска –

его -  на ключ закрывший - страж…

 

Как чумного больного –

пред каждой ярмаркой стыдясь

наружности святого –

брезгливая мирская власть  -

 

в тюремный изолятор

пыталась  засадить его

в довольно дальнее село,

от лиц приезжих спрятав…

 

 

7.

 

По суху ли идёт Андрей?

По воздуху ль? По морю?

Помочь торопится скорей

родительскому горю!

 

Она ему почти сестра –

хозяйская дочурка.

Уже бессильны доктора

поднять со смертного одра

несчастную  девчурку…

 

Летит иль по суху идёт               

с незыблемою верой?

Ей в руку яблоко кладёт,

медовых пряников даёт… –

и смерть – бежит химерой!

 

Как наваждение, как сон –

исчезла, растворилась…

И Жизнь – как Вечности закон –

победно воцарилась!

 

8.

 

Он слышал или проницал

непостижимым зрением –

то - в судеб чьих-нибудь финал,

то - в предопределенья

исхода начатой войны,

предчувствуя победу.

Не зная вражеской страны,

он знал – с которой стороны

грядут в Россию беды.

 

Он мог вскричать: «Идут, идут –

с горы!  – их очень много!

Но все исчезнут, пропадут!

Туда им и дорога!»

 

«С горы» к нам шёл Наполеон.

Лишь ввёл в Россию войско.

Андрей уж слышал пушек гром

на подступах к Бородино,

и русское геройство.

 

Он за год видеть мог вперёд,

что почесть человека ждёт,

достаток  через край.

И знал окружный весь народ,

что тот богатство обретет,

кому он за порог внесёт

обычный каравай.

 

А луковицу – символ слёз,

болезней и скорбей –

иному человеку нёс,

юродивый Андрей…

 

9.

 

Есть две любви: любовь к себе

до отвращенья к Богу.

И – до презрения к себе –

любовь блаженных к Богу.

 

Безумье или верх ума –

святых  самозабвенье?

Любовь крепка как смерть. Она -

и в смертное мгновенье –

 

 

 

 

себя отвергнув – через боль –

к Бессмертному стремится,

туда, где две – в одну Любовь

навечно жаждут слиться!

_

 

Таких богатых похорон –

в Мещовске не знавали.

В гроб, будто бы на царский трон,

Андрея возлагали.

 

Из Оптиной, из дальних мест

народ к нему стекался –

Как будто ход святых торжеств

церковный совершался!

 

От дома – до монастыря –

как чин по Типикону! –

несли Андрея,  не скорбя –

как чудную икону!

 

Он, Духом Божьим осенён,

и,  славой освещённый –

был в средней башне погребён –

к востоку обращенной.

 

Из той же доброй старины

донёс до нас историк,

что над могилкой, у стены

висел его топорик.

 

…Топорика давно  уж нет…

но в книгах сохранились

истории – как много лет

в Мещовске им лечились…

 

Спускали воду с топора,

и пили, исцелялись!

Со смертного  восстав одра,

Андрею поклонялись!

 

Святой земляк к нам – и с Небес

исполнен состраданья.

О множестве его чудес

читаем мы в преданьях.

 

Об исцелениях больных,

о помощи скорбящим,

и о явленьи в дни войны –

во плоти предстоящим –

 

с молитвой Богу за наш град,

его освобожденье.

За всех Христовых верных чад,

за веры пробужденье.

 

10.

 

Господь и Бог! Как чуден Ты!

Отнюдь, не по ранжиру –

и не из суетной среды

изменчивого  мира –

избрал – не мудрое Себе,

избрал – безумное Себе –

для Царственного пира!

 

Где высшей гильдии купец –

богатый и почтенный?

Где бывший сеятель и жнец,

и гражданин примерный?

 

Травой забвенья  поросли

могилы их и плиты.

Их правнуки  им вслед ушли,

их имена забыты.

 

Но лишь того – кого несли

мещовцы, как икону,

спустя два века обрели

в скульптуре!  Как в дни оны -

 

он с нами:  кроткий, босиком,

в молитвенном стояньи,

в едва прикрывшем плоть – худом

привычном одеяньи…

 

Его фигура – будто мост

меж Небом и землёю.

Святой - как крест, несёт свой пост,

являя Крест собою.

 

17 мая 2012г.

 


Назад к списку