Ольга Шилова. Поэма. Блаженному Андрею Мещовскому.
Ольга Шилова
Блаженному Андрею Мещовскому
(поэма)
1
Везде поют, мычат, жужжат –
все рады жизни этой!
Андрей-Андрейка тоже рад!
Цветёт в Овсянниковой сад –
и скоро будет лето!
Везде кипит крестьянский труд
с усердьем и сноровкой,
а птички Божии поют
над детскою головкой…
Чужда пичужке суета,
и всем она довольна.
Всегда одета и сыта,
легко ей и привольно.
Ни склад-амбар не нужен ей,
ни прочное жилище.
Всё видит маленький Андрей,
но, выросший среди людей-
он дел земных не ищет.
Ни салочек, ни чехарды,
забав он сторонится.
Но радуют его сады,
в садах – весенние цветы,
и в синем небе птицы.
2
«Не полоумный ли Андрей
от самого рожденья?
Ни игр не хочет, ни друзей,
а лишь уединенья.
Витает где-то в облаках,
да всё не приземлится.
Портков не носит и рубах.
А по уму, ведь, не дурак…
И радостью лучится…» –
В его Овсянниковой – всяк
о странном человечке –
раздумывал то так, то сяк.
А подрастающий босяк
зимой лежал на печке,
перебирал на ней дрова,
в окно глядел на дворик,
и засыпал – не до утра –
не на подушке из пера –
а, подложив на час, на два –
под голову топорик…
3
Блаженны чистые сердца!
Не в будущем – а ныне –
как дети, зрят они Отца –
Вселенной и Земли Творца,
благовестят о Сыне.
_
…Отужинав – ложились спать
домашние Андрея.
Избранника неся печать –
О Боге шёл он воздыхать
тайком, в ночное время…
Одно лишь «Господи!» твердил
в тиши ночного сада…
И ни о чём ведь не просил,
а сколько получал он сил
от Господа в награду!
_
…Топорик за его плечом,
и кнутик-талисманчик…
Идёт Андрейка нагишом -
уж юноша, не мальчик.
О чём свидетельство кнута?
О пресечении блуда.
И кнут святым даётся –
напоминанием Христа –
что Он повсюду и всегда
есть Пастырь Добрый овцам.
Топорик – это тоже знак:
чтоб действовать со властью!
Иметь в себе Господень страх,
рубить грехи и страсти!
У топора и у хлыста
Андрейки - функция проста:
отнюдь, не для защиты.
«Герою» с ними – как всегда –
быть раненым и битым…
Летит лихая детвора,
вослед ему с камнями!
Как будто бы на штурм с «ура!» –
(такая детская «игра» –
за кою бьют ремнями!)
Он знал, что раны заживут,
он не боялся боли,
Он знал, что страшен Божий Суд…
Прижав топорик, сжавши кнут –
был предан Божьей воле.
4
Блажен, кто верует! Ему –
всегда тепло на свете.
Но в мире – судя по всему –
одни грудные дети –
беспомощно-обречены
на полное доверье
рукам – которым вручены:
младенец чужд сомненья.
Юродивый – и есть грудной,
беспомощный ребёнок.
Бай-бай, Андрейка! Бог с тобой!
Как будто – от пелёнок –
в сорокаградусный мороз –
от снежной колыбели –
струится пар… – и снят вопрос:
кто ты на самом деле –
когда – бездомным – из гостин –
без обуви, совсем нагим –
и даже без исподней-
тебя мещовский мещанин
обрёл из рук Господних…
5
Опять весна! И ты бредёшь
с молитвой и весельем!
Черны поля, и сеют рожь
в соседнем Староселье…
Крестьянин - поглумщик – смеясь -
кричит тебе с издёвкой:
«Ты ржи не сеял отродясь!
Приди, посей-ка мне хоть часть!
Да тьфу! – не будет толку!»
«Ну, что ж, раз просишь – будет так
тебе по твоей вере!»
И только сделал первый шаг,
и новый шаг отмерил –
как затвердил земле одно,
и повторял ей снова:
«Пропало, замерло зерно!»
И брошенное с л о в о –
всходило праведным судом,
и обличало грозно:
ни колоса на поле том
не вышло плодоносна.
И совесть жгло: «Не унижай,
не презирай святого!
И соберёшь ты урожай –
не видывал какого!»
6.
Блаженны – меряющие
не мерой, не излишком.
Блаженны – жертвующие –
последнею коврижкой.
Но чем пожертвует Андрей?
Одним ли состраданьем?
Он сам от юности своей
кормился подаяньем.
Но крохи хлебные храня,
остатки скудной пищи –
порой всё подаянье дня
он нёс мещовским нищим.
Не мерой и Господь давал
ему Святого Духа.
Юродивый – всю жизнь шагал
«по морю, как по суху»…
А слух прошёл, что наш Андрей
по воздуху летает!
Который год его – ей-ей! –
хозяин обретает,
лежащим на печи своей -
в то время как в повозке –
путём обратным едет – аж –
за вёрст пять от Мещовска –
его - на ключ закрывший - страж…
Как чумного больного –
пред каждой ярмаркой стыдясь
наружности святого –
брезгливая мирская власть -
в тюремный изолятор
пыталась засадить его
в довольно дальнее село,
от лиц приезжих спрятав…
7.
По суху ли идёт Андрей?
По воздуху ль? По морю?
Помочь торопится скорей
родительскому горю!
Она ему почти сестра –
хозяйская дочурка.
Уже бессильны доктора
поднять со смертного одра
несчастную девчурку…
Летит иль по суху идёт
с незыблемою верой?
Ей в руку яблоко кладёт,
медовых пряников даёт… –
и смерть – бежит химерой!
Как наваждение, как сон –
исчезла, растворилась…
И Жизнь – как Вечности закон –
победно воцарилась!
8.
Он слышал или проницал
непостижимым зрением –
то - в судеб чьих-нибудь финал,
то - в предопределенья
исхода начатой войны,
предчувствуя победу.
Не зная вражеской страны,
он знал – с которой стороны
грядут в Россию беды.
Он мог вскричать: «Идут, идут –
с горы! – их очень много!
Но все исчезнут, пропадут!
Туда им и дорога!»
«С горы» к нам шёл Наполеон.
Лишь ввёл в Россию войско.
Андрей уж слышал пушек гром
на подступах к Бородино,
и русское геройство.
Он за год видеть мог вперёд,
что почесть человека ждёт,
достаток через край.
И знал окружный весь народ,
что тот богатство обретет,
кому он за порог внесёт
обычный каравай.
А луковицу – символ слёз,
болезней и скорбей –
иному человеку нёс,
юродивый Андрей…
9.
Есть две любви: любовь к себе
до отвращенья к Богу.
И – до презрения к себе –
любовь блаженных к Богу.
Безумье или верх ума –
святых самозабвенье?
Любовь крепка как смерть. Она -
и в смертное мгновенье –
себя отвергнув – через боль –
к Бессмертному стремится,
туда, где две – в одну Любовь
навечно жаждут слиться!
_
Таких богатых похорон –
в Мещовске не знавали.
В гроб, будто бы на царский трон,
Андрея возлагали.
Из Оптиной, из дальних мест
народ к нему стекался –
Как будто ход святых торжеств
церковный совершался!
От дома – до монастыря –
как чин по Типикону! –
несли Андрея, не скорбя –
как чудную икону!
Он, Духом Божьим осенён,
и, славой освещённый –
был в средней башне погребён –
к востоку обращенной.
Из той же доброй старины
донёс до нас историк,
что над могилкой, у стены
висел его топорик.
…Топорика давно уж нет…
но в книгах сохранились
истории – как много лет
в Мещовске им лечились…
Спускали воду с топора,
и пили, исцелялись!
Со смертного восстав одра,
Андрею поклонялись!
Святой земляк к нам – и с Небес
исполнен состраданья.
О множестве его чудес
читаем мы в преданьях.
Об исцелениях больных,
о помощи скорбящим,
и о явленьи в дни войны –
во плоти предстоящим –
с молитвой Богу за наш град,
его освобожденье.
За всех Христовых верных чад,
за веры пробужденье.
10.
Господь и Бог! Как чуден Ты!
Отнюдь, не по ранжиру –
и не из суетной среды
изменчивого мира –
избрал – не мудрое Себе,
избрал – безумное Себе –
для Царственного пира!
Где высшей гильдии купец –
богатый и почтенный?
Где бывший сеятель и жнец,
и гражданин примерный?
Травой забвенья поросли
могилы их и плиты.
Их правнуки им вслед ушли,
их имена забыты.
Но лишь того – кого несли
мещовцы, как икону,
спустя два века обрели
в скульптуре! Как в дни оны -
он с нами: кроткий, босиком,
в молитвенном стояньи,
в едва прикрывшем плоть – худом
привычном одеяньи…
Его фигура – будто мост
меж Небом и землёю.
Святой - как крест, несёт свой пост,
являя Крест собою.
17 мая 2012г.
Назад к списку