Серенск
Апостол земли вятичей
Преподобный Кукша — инок Киево-Печерского монастыря в XII веке. Пламенная любовь к людям и ревность к Богу направила его к миссионерской деятельности среди племен вятичей. Кукша одним из первых принял участие в распространении христианства на территории Калужской земли.
Христианство с огромным трудом покоряло язычество далекого севера и северо-востока Руси. Здесь единобожие и его проповедь принимали враждебно. Вятичи, наши далекие предки, были, пожалуй, самым непокорным племенем. «Жили в лесу, как звери, ели все нечистое. И браков у них не бывало, но устраивались между селами игрища, там они сходились на плясания и всякие игры, где и умыкали себе жен. Над умершими совершали тризну и покойника сжигали на костре, а кости собирали в сосуды и при дорогах ставили на столбах». До начала XII века они сохраняли языческие обычаи.
Поскольку вятичская земля простиралась от реки Оки, прихватив бассейн реки Упы и Москвы-реки вплоть до нынешнего г. Вятки, вся эта огромная территория, скрытая дремучими лесами, сопротивлялась киевским князьям. «Не зная закона Божия, сами творили себе закон». Окончательное покорение вятичей относится ко времени правления Владимира Мономаха, тогда же через землю вятичей был открыт ближайший водный путь в Ростовскую землю. Просвещение вятичей преподобным Кукшей является одной из последних страниц этой борьбы. Его поистине можно считать апостолом страны вятичей.
История сохранила довольно мало фактов его подвижнической жизни. Кукша был монахом-черноризцем Киево-Печерского монастыря и жил в конце XI — первой четверти XII вв. Тогда Киево-Печерский монастырь был одним из самых известных в православной Руси, туда приходили для духовных подвигов и юноши, и мужи, и старцы. В его стенах, желая сокрыться от суеты мирской, спасались люди разных званий; в числе иноков бывали князья, бояре, богатые гости и простолюдины. В числе братии были уроженцы чужих земель — Моисей Угрин, Ефрем Грек. Сюда же пришел для принятия пострига преподобный Кукша. Известно, что его полное имя — Иоанн Кукша. Имея христианское имя, данное при крещении и постриге, он сохранил свое языческое имя. Неславянское имя Кукша дает право предполагать, что он был родом из земли вятичей, из семьи ославянившихся мерян. Прямым указанием на племенное происхождение Кукши является факт проповедования среди вятичей, которые несколько отличались своим наречием от соседей. Поэтому проповедовать среди них мог только соплеменник.
Местом миссионерской деятельности Кукши было выбрано «на Оце» (Оке) Черниговское княжество. «На севере Черниговского княжества целое неславянское племя пребывало в язычестве, и страна ждала своего апостола. Могло казаться, что победа Мономаха открыла теперь широкий доступ и безопасный путь сюда христианским проповедникам, и вот, жаждя апостольских трудов, преподобный Кукша, покинув гостеприимный кров мирской обители, идет в суровый дикий край благовествовать вятичам христианское учение. Кукша отправился сюда по приглашению черниговского епископа Феоклиста, занимавшего епископскую кафедру с 1112 по 1123 гг.»
Житие святого Кукши было составлено на основании сведений, сообщенных о нем блаженным Симоном, епископом Владимирским, в его «Послании» к черноризцу Киево-Печерского монастыря Поликарпу в XIII в. Согласно этому документу, можно считать, что время проповеди св. Кукши относится к 1110 годам. Как сообщает документ, священномученик Кукша «вятичей крестил» и можно предположить, что он проповедовал не на окраинах земли вятичей, а в самой глубине ее лесов, недалеко от ее важнейших центров — Дедославля, Колтеста, Лобынска (Тульская обл.) и Козельска с Серенском (Калужская обл.). Проповедь Кукши—сопровождалась великими знамениями и чудесами — «всем известно, как он бесов прогнал, и Вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро изсушил, и много других чудес сотворил...» Проповедовал истинного и единого Бога Кукша с учеником и, несомненно, из-за чудес много вятичей тогда же уверовало и приняло святое крещение. Обеспокоенные волхвы—защитники язычества решили убить христианского миссионера, но в далекой глубинке, подальше от крупных центров вятичей, дабы избежать возмездия со стороны черниговских князей.
Одним из предполагаемых мест убийства является знаменитый и некогда дремучий Серёнский лес на берегу р. Серены возле г. Серёнска (Мещовский р-н). Народное предание упорно живет в этих местах и указывает даже самое место, где был убит преподобный Кукша ок. 1113г. На него с учениками напали, повязали и долго подвергали жестоким мучениям, а на рассвете предали лютой смерти через отсечение главы. Кукша с учеником своим (Никоном) приняли мученическую смерть в земле вятичей. Тело Кукши было доставлено в Киево-Печерский монастырь на погребение печерскими монахами, и мощи святого почивают ныне в Лавре, в Антониевой пещере.
Св. Симон в «Послании» сообщает, что с Кукшей скончался в один день и блаженный Пимен-постник, за два года предузнавший свое отшествие ко Господу, и пророчествовавший о многом. Став посреди церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит нынче на рассвете». Сказав это, он преставился в один день и час с сим святым.
В 1661 г. в Киеве архимандритом Иннокентием Гезелем был издан «Патерик Печерский», где на гравюре находилось изображение святого мученика Кукши и преподобного Пимена, гибель Кукши с учеником Никоном в вятичах и прозрение Пимена в церкви.
Наружность Кукши также была описана: «Власы с ушей его мало кудреваты, брада доль Сергия Радонежского, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки».
Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября по н. ст.) как день чествования святых Кукши и Пимена.
В Калуге сохраняется изображение преподобного Кукши в храме Георгия за верхом, в нижней церкви. С его именем был связан Николо-Резванский монастырь в г. Перемышле.
Частицы мощей святого угодника Божьего в начале XX века были перенесены в Орловскую и Севскую епархии. Сейчас в г. Орле несколько лет работает детская православная гимназия им. св. Иоанна Кукши. Орловский Успенский мужской монастырь подготовил и издал книгу «Житие и подвиги апостольской проповеди священномученика Кукши». Брянск и Белев также помнят имя святого Кукши.
Священномученик является одним из первых христианских просветителей земли вятичей, первым святым земель Калужской, Орловской, Тульской, Брянской и Московской. Потому мы величаем его и чтим честные страдания его, ибо за Христа претерпел он.
Литература:
1. Архимандрид Леонид. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // Чтения в обществе любителей истории и древностей Российских. 1862. С. 6—10.
2. Кашкаров В.М. Очерк истории церкви // Калужская старина. Калуга. 1903. Т. 3.
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб, 1895. Т. ХVIII/А. С. 609. Т. ХVI/А. С. 950.
4. История русской церкви (о. Макарий). 1892. Т.III.С. 181—195.
5. Киевопечерский Патерик по древним рукописям. Киев, 1991. Репринт издания 1893. С. 36
6. Калужский край (сборник документов). Калуга, 1976. Т. I. С. 11.
7. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 24.
8. Летопись Калужская. Калуга, 1991. С. 13.
9. Чивилихин В. Память. М., 1988. С. 445.
10. Иеромонах Никон. Монастыри и монашество на Руси (X — XII вв.) // Вопросы истории. 1991. №12. С. 32.
11. Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981.
12. Корженков А.В. Апостол страны вятичей // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 2, ч. 1. Киров, 1995. С. 73—76.
13. Житие и подвиги апостольской проповеди священномученика Кукши. Орел, 2000.
Назад к списку