Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Серенск

Апостол земли вятичей

 

Преподобный Кукша — инок Киево-Печерс­кого монастыря в XII веке. Пламенная любовь к людям и ревность к Богу направила его к мисси­онерской деятельности среди племен вятичей. Кукша одним из первых принял участие в рас­пространении христианства на территории Ка­лужской земли.

Христианство с огромным трудом покоряло язычество далекого севера и северо-востока Руси. Здесь единобожие и его проповедь прини­мали враждебно. Вятичи, наши далекие предки, были, пожалуй, самым непокорным племенем. «Жили в лесу, как звери, ели все нечистое. И бра­ков у них не бывало, но устраивались между се­лами игрища, там они сходились на плясания и всякие игры, где и умыкали себе жен. Над умер­шими совершали тризну и покойника сжигали на костре, а кости собирали в сосуды и при дорогах ставили на столбах». До начала XII века они со­храняли языческие обычаи.

Поскольку вятичская земля простиралась от реки Оки, прихватив бассейн реки Упы и Моск­вы-реки вплоть до нынешнего г. Вятки, вся эта огромная территория, скрытая дремучими лесами, сопротивлялась киевским князьям. «Не зная закона Божия, сами творили себе закон». Окон­чательное покорение вятичей относится ко вре­мени правления Владимира Мономаха, тогда же через землю вятичей был открыт ближайший водный путь в Ростовскую землю. Просвещение вятичей преподобным Кукшей является одной из последних страниц этой борьбы. Его поистине можно считать апостолом страны вятичей.

История сохранила довольно мало фактов его подвижнической жизни. Кукша был монахом-чер­норизцем Киево-Печерского монастыря и жил в конце XI — первой четверти XII вв. Тогда Киево-Печерский монастырь был одним из самых известных в православной Руси, туда приходили для духовных подвигов и юноши, и мужи, и стар­цы. В его стенах, желая сокрыться от суеты мирской, спасались люди разных званий; в числе иноков бывали князья, бояре, богатые гости и простолюдины. В числе братии были уроженцы чужих земель — Моисей Угрин, Ефрем Грек. Сюда же пришел для принятия пострига препо­добный Кукша. Известно, что его полное имя — Иоанн Кукша. Имея христианское имя, данное при крещении и постриге, он сохранил свое язы­ческое имя. Неславянское имя Кукша дает пра­во предполагать, что он был родом из земли вя­тичей, из семьи ославянившихся мерян. Прямым указанием на племенное происхождение Кукши является факт проповедования среди вятичей, которые несколько отличались своим наречием от соседей. Поэтому проповедовать среди них мог только соплеменник.

Местом миссионерской деятельности Кукши было выбрано «на Оце» (Оке) Черниговское кня­жество. «На севере Черниговского княжества це­лое неславянское племя пребывало в язычестве, и страна ждала своего апостола. Могло казаться, что победа Мономаха открыла теперь широкий доступ и безопасный путь сюда христианским проповедникам, и вот, жаждя апостольских тру­дов, преподобный Кукша, покинув гостеприимный кров мирской обители, идет в суровый дикий край благовествовать вятичам христианское учение. Кукша отправился сюда по приглашению черни­говского епископа Феоклиста, занимавшего епис­копскую кафедру с 1112 по 1123 гг.»

Житие святого Кукши было составлено на основании сведений, сообщенных о нем блаженным Симоном, епископом Владимирским, в его «По­слании» к черноризцу Киево-Печерского монас­тыря Поликарпу в XIII в. Согласно этому доку­менту, можно считать, что время проповеди св. Кукши относится к 1110 годам. Как сообщает до­кумент, священномученик Кукша «вятичей крес­тил» и можно предположить, что он проповедовал не на окраинах земли вятичей, а в самой глубине ее лесов, недалеко от ее важнейших центров — Дедославля, Колтеста, Лобынска (Тульская обл.) и Козельска с Серенском (Калужская обл.). Про­поведь Кукши—сопровождалась великими зна­мениями и чудесами — «всем известно, как он бесов прогнал, и Вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро изсушил, и много других чудес со­творил...» Проповедовал истинного и единого Бога Кукша с учеником и, несомненно, из-за чудес мно­го вятичей тогда же уверовало и приняло святое крещение. Обеспокоенные волхвы—защитники язычества решили убить христианского миссио­нера, но в далекой глубинке, подальше от крупных центров вятичей, дабы избежать возмездия со стороны черниговских князей.

Одним из предполагаемых мест убийства яв­ляется знаменитый и некогда дремучий Серёнский лес на берегу р. Серены возле г. Серёнска (Мещовский р-н). Народное предание упорно жи­вет в этих местах и указывает даже самое место, где был убит преподобный Кукша ок. 1113г. На него с учениками напали, повязали и долго под­вергали жестоким мучениям, а на рассвете пре­дали лютой смерти через отсечение главы. Кук­ша с учеником своим (Никоном) приняли муче­ническую смерть в земле вятичей. Тело Кукши было доставлено в Киево-Печерский монастырь на погребение печерскими монахами, и мощи святого почивают ныне в Лавре, в Антониевой пещере.

Св. Симон в «Послании» сообщает, что с Кукшей скончался в один день и блаженный Пимен-постник, за два года предузнавший свое отшествие ко Господу, и пророчествовавший о мно­гом. Став посреди церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит нынче на рассвете». Ска­зав это, он преставился в один день и час с сим святым.

В 1661 г. в Киеве архимандритом Иннокенти­ем Гезелем был издан «Патерик Печерский», где на гравюре находилось изображение святого мученика Кукши и преподобного Пимена, гибель Кукши с учеником Никоном в вятичах и прозре­ние Пимена в церкви.

Наружность Кукши также была описана: «Вла­сы с ушей его мало кудреваты, брада доль Сер­гия Радонежского, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки».

Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября по н. ст.) как день чествования святых Кукши и Пимена.

В Калуге сохраняется изображение преподоб­ного Кукши в храме Георгия за верхом, в нижней церкви. С его именем был связан Николо-Резванский монастырь в г. Перемышле.

Частицы мощей святого угодника Божьего в начале XX века были перенесены в Орловскую и Севскую епархии. Сейчас в г. Орле несколько лет работает детская православная гимназия им. св. Иоанна Кукши. Орловский Успенский муж­ской монастырь подготовил и издал книгу «Жи­тие и подвиги апостольской проповеди священномученика Кукши». Брянск и Белев также по­мнят имя святого Кукши.

Священномученик является одним из первых христианских просветителей земли вятичей, пер­вым святым земель Калужской, Орловской, Туль­ской, Брянской и Московской. Потому мы вели­чаем его и чтим честные страдания его, ибо за Христа претерпел он.

Литература:

1. Архимандрид Леонид. Церковно-историческое исследование о древней области вяти­чей // Чтения в обществе любителей истории и древностей Российских. 1862. С. 6—10.

2. Кашкаров В.М. Очерк истории церкви // Калужская старина. Калуга. 1903. Т. 3.

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб, 1895. Т. ХVIII/А. С. 609. Т. ХVI/А. С. 950.

4. История русской церкви (о. Макарий). 1892. Т.III.С. 181—195.

5. Киевопечерский Патерик по древним руко­писям. Киев, 1991. Репринт издания 1893. С. 36

6. Калужский край (сборник документов). Ка­луга, 1976. Т. I. С. 11.  

7. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 24.

8. Летопись Калужская. Калуга, 1991. С. 13.

9. Чивилихин В. Память. М., 1988. С. 445.

10. Иеромонах Никон. Монастыри и монаше­ство на Руси (X — XII вв.) // Вопросы истории. 1991. №12. С. 32.

11. Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981.

12. Корженков А.В. Апостол страны вятичей // Песоченский историко-археологический сбор­ник. Вып. 2, ч. 1. Киров, 1995. С. 73—76.

13. Житие и подвиги апостольской проповеди священномученика Кукши. Орел, 2000.

 


Назад к списку